Настоящая Концепция определяет пути и методы развития сельского туризма в России на долгосрочный период (2016- 2030 годы) а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в этой области.
Концепция развития сельского туризма в России разработана с учетом концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р и Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 г. N 644.
Под сельским туризмом (агротуризмом)в настоящей концепции, понимается деятельность сельхозтоваропроизводителей и иных предпринимателей по организацииотдыха в сельской местности или малых городах включая прием, проживание, питание, проведение досуга и прочее обслуживание, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности.
1. Текущая ситуацияВнутренний туризм и въездной туризм– одна из устойчиво растущих отраслей российской экономики. Общее количество ночевок в коллективных средствах размещения (гостиницы, дома отдыха, пансионаты, турбазы и др.) в 2015 году превысило 200 млн. Реализация ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011−2018 годы» позволила ввести в эксплуатацию в 2015 году 34 новых инфраструктурных объекта, общее количество койко-мест на которых составило 35,4 тыс. единиц.
Рост числа внутренних туристических поездок в России, млн.
На внутренний рынок активно выходят крупнейшие российские туроператоры, ранее специализировавшиеся на организации поездок россиян за рубеж.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года и ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы) рассматривает агротуризм как одно из перспективных направлений развития. Ключевым преимуществом сельского туризма является то, что кроме обычной, для туризма в целом, задачи обеспечения отдыха и оздоровления населения он в состоянии обеспечить решение ряда острых проблем малых и средних сельхозтоваропроизводителей, а также социального развития села, а именно:
- Рост прибыльности и финансовой устойчивости агробизнеса за счет диверсификации источников доходов;
- Поддержание и сохранение традиционных сельских ландшафтов, объектов культурного наследия, образа жизни на селе;
- Повышение уровня качества жизни на селе;
- Повышение привлекательности сельской жизни для молодежи;
- Создание новых, качественных рабочих мест на селе.
Не требующая больших государственных вложений отрасль агротуризма обладает мультипликативным эффектом, имеет огромное социальное значение.
На сегодня ряд российских регионов, опираясь на уникальную природу, богатое культурно-материальное наследие, традиции сельского населения успешно реализуют проекты в области сельского туризма. К таким регионам можно отнести Калужскую, Вологодскую и Ярославскую области, Республики Алтай, Бурятия и Хакассия, многие другие.Ведется работа по совершенствованию законодательства: приняты национальные стандарты Российской Федерации «Сельские гостевые дома» и «Экологический туризм». Внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона, определяющего понятие «Сельский туризм» и относящего сельский туризм к основным видам деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя. Проводятся отраслевые мероприятия, такие как международные форумы по сельскому туризму, конференции и др. Создан ряд отраслевых ассоциаций, занимающихся самоорганизацией и координацией деятельности в области сельского туризма, функционирует несколько интернет-порталов, предоставляющих информацию об услугах сельского туризма в России.
Однако в целом, доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России остается сравнительно низкой. По состоянию на 2015 год она оценивается в 2% в структуре внутреннего туризма. Развитие сельского туризма сдерживает ряд ограничений, к наиболее существенным из которых можно отнести:
- Отсутствие системного подхода к развитию и государственной поддержке сельского туризма;
- Несовершенство и недостаточность существующей законодательной базы;
- Не соответствующее потенциальным ожиданиям российских туристов качество услуг в сельском туризме, обусловленное следующими факторами:
- Недостаточным развитием материальной базы и набора предлагаемых услуг в сельском туризме;
- Нехваткой квалифицированных кадров, недостаточным качеством и/или охватом существующих учебных программ и программ стажировок по сельскому туризму;
- Нехваткой объектов сельского туризма в наиболее привлекательных регионах России.
- Недостаточная информированность потенциальных клиентов о возможностях сельского туризма в России
Пути преодоления указанных проблем и обеспечения опережающего роста сельского туризма рассматриваются в настоящей Концепции.
2. Вызовы и возможностиСельский туризм в мировой практике, в его современной форме, активно развивается более 40 лет - начиная с 70-х годов 20 века. На сегодняшний день лидирующие позиции в мире занимают страны Европейского Союза, прежде всего Италия и Франция. Менее 50% европейских фермеров получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции. Доля туристических услуг в общем объеме реализации составляет от 35 до 75%. Также сельский туризм показал себя эффективным инструментом сохранения культурных ценностей и национального достояния: старых парков и вилл Италии и Франции, мельниц и каналов Голландии, альпийских пейзажей Австрии и Швейцарии.
Реализовать потенциал российской культуры, традиционного российского гостеприимства через развитие сельского туризма – один из главных вызовов, стоящих сейчас перед российским аграрным сообществом. По данным за 2015 год, объем товарной продукции, выпущенной крестьянскими и фермерскими хозяйствами составил 554 млрд. рублей (~10% от всего объема производства сельскохозяйственной продукции). Исходя из европейского опыта, потенциал агротуризма в России в ближайшие 10-15 лет можно оценить в 50 миллиардов рублей.
Доля выручки от сельского туризма в доходах фермеров в Европе и в России
Сочетание производства сельскохозяйственной продукции и оказания услуг обеспечивает высокую устойчивость крестьянских, фермерских хозяйств к неблагоприятным погодным условиям, неурожаям, за счет альтернативного источника дохода, обеспечивает эффективный канал продвижения натуральных продуктов, производимых фермером, способствует социально-экономическому развитию сельских территорий.
Исходя из этого, в рамках настоящей Концепции сельский туризм рассматривается как один из видов производства сельскохозяйственных товаров (услуг). При этом важно отметить, что сельский туризм – направление которое будет развиваться именно фермерами, а не крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поэтому средства направляемые на поддержку и развитие сельского туризма фактически идут на поддержку малых форм хозяйствования на селе.
Вызовом для российской индустрии сельского туризма станет обеспечение качества услуг на уровне соответствующем лучшим российским и международным практикам. Россияне – опытные и требовательные туристы. Отправляясь на отдых в российскую деревню онивправе ожидать уровня сервиса и комфорта, сопоставимого с лучшими аналогами.Без этого сельский туризм будет вынужден ориентироваться на нишевых клиентов и на самую низкую ценовую категорию. Поэтому жизненно важно обеспечить высокий уровень качества подготовки персонала, работающего в области сельского туризма и, особенно важно – проведение стажировок в успешных центрах сельского туризма как в России так и за рубежом. Только в этом случае можно рассчитывать, что ожидания туристов будут соответствовать реальному уровню предлагаемого обслуживания.
В мировой практике сельский туризм – один из наиболее эффективных инструментов продвижения продукции национального сельского хозяйства на внутренний и мировой рынок. Знакомясь с производством продуктов питания туристы получают возможность убедиться в их натуральности, полезности, высоких вкусовых качествах. Этот механизм, к примеру, обеспечил популярность во всем мире продуктов средиземноморской кухни – оливкового масла, йогурта и других. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в послании Федеральному Собранию поставлена задача сделать Россию крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания. Решение поставленной президентом задачи требует адекватных механизмов продвижения и роль сельского туризма здесь трудно переоценить.
3. Цели и задачиЦелью реализации настоящей концепции является опережающее развитие сельского туризма в России как одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, потенциал которой на сегодняшний день значительно недооценен.
Критерий достижения поставленной цели –к 2030 году объем продукции и услуг, поставленных и оказанных в области сельского туризма должен составить 50 млрд. рублей в год.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
На федеральном уровне:
- Оптимизировать действующую нормативно-правовую базу, в части создания условий для развития и функционирования сельского туризма, в том числе разработать механизмы субсидирования и грантовой поддержки сельского туризма, использования земель для размещения объектов сельского туризма, системы подтверждения регионального происхождения и системы экологической сертификации продуктов питания и др.
- Поддержать самоорганизацию участников рынка сельского туризма путем создания и развития единой всероссийской ассоциации сельского туризма.
- Включить расширенную поддержку сельского туризма и развитие рекреационного потенциала регионов в соответствующие федеральные целевые программы, в том числе предусмотреть расходы на продвижение услуг сельского туризма в России на внутреннем и внешнем рынках.
- Обеспечить системную подготовку кадров для сельского туризма, в том числе учебные и методические материалы, программы профессионального переобучения, повышения квалификации, обмена опытом и стажировок. Особое внимание должно быть уделено профессиональной сельской подготовки молодежи и женщин, которые в мировой практике составляют кадровую основу сельского туризма.
- Создать федеральный межотраслевой совет по развитию сельского туризма, который будет играть роль центра управления изменениями, координации и контроля за развитием сельского туризма в России.
На региональном уровне:
- Обеспечить разработку региональных программ развития сельского туризмав соответствии с единой федеральной концепцией развития сельского туризма;
- Разработать и реализовать планы мероприятий по развитию туристического и рекреационного потенциала региона на основании механизмов создания агротуристических кластеров, обеспечить финансирование реализации этих планов из региональных бюджетов, совместно с федеральным бюджетом и привлекаемыми внебюджетными источниками;
- Организовывать и проводить туристические мероприятия регионального масштаба: концерты, туристические слеты, иные тематические мероприятия.
- Содействовать развитию в регионе самоорганизации сельского туризма и повышению профессиональной квалификации кадров, работающих в отрасли
- Обеспечить на региональном уровне формирование системы распространения информации о туристическом и рекреационном потенциале региона;
- Обеспечить снятие административных барьеров, препятствующих развитию сельского туризма, довести до фермеров и предпринимателей информацию о действующих мерах государственной поддержки в области сельского туризма.
На муниципальном и местном уровне:
- Для разработки туристических информационных материалов и определения направлений развития сельского туризма в регионе - обеспечить сбор информации о ландшафтных, социокультурных и иных особенностях и возможностях региона, вариантах проведения досуга которые могут быть использованы для повышения его привлекательности для туристов;
- Разработать и обеспечить, совместно с региональными властями и частными инвесторами реализацию конкретных мероприятий, направленные на развитие туристического и рекреационного потенциала района, такие как создание и благоустройство туристических троп для пешеходных и туристических прогулок, организацию и проведение районных туристических событий (праздник урожая, национальные праздники) и др.
- Обеспечить доведение информации о государственных мерах поддержки развития сельского туризма до фермеров, частных предпринимателей, иных заинтересованных лиц и организаций. Обеспечить постоянное функционирование системы обратной связи с властями региона по вопросам сельского туризма;
- Создать и поддерживать систему распространения информации о возможностях района в области сельского туризма: информационные пункты, указатели, карты, наглядная реклама и др.
- Содействовать самоорганизации и кооперации сельхозтоваропроизводителей района, фермеров и организаций, оказывающих услуги сельского туризма.
Как следует из заявленных целей и задач, реализация концепции развития сельского туризма включает 3 уровня:
Федеральный, на котором обеспечивается создание условий для развития сельского туризма, в том числе правовой базы, финансовой поддержки, кадрового обеспечения, глобальной информационной поддержки;
Региональный, на котором обеспечивается формирование агротуристических кластеров, включая комплексные объекты привлечения туристов, работающие в интересах сразу многих предпринимателей, занимающихся сельским туризмом в регионе.
Муниципальный. На этом уровне ведется работа по поддержке конкретных фермеров, работающих в области сельского туризма, а также по повышению туристической привлекательности местного культурно-материального и природного наследия. Большую роль на этом уровне играет самоорганизация и кооперация фермеров.
Важнейшее условие успешного развития сельского туризма – это активное вовлечение в этот вид деятельности местного населения, четкое понимание ими важности сельского туризма как выгодного и престижного вида деятельности, готовность принимать гостей и стремиться к высокому качеству оказываемых услуг. Выполнение этого условия – это рост самооценки, самоорганизованности, уважения к своему труду, рост гуманитарного потенциала российского села. На обеспечение выполнения этого условия направляется весь комплекс работ по предоставлению грантовой и иной поддержки со стороны государства, обучению и проведению стажировок, созданию объектов для привлечения туристов и др.
Эффективное развитие сельского туризма возможно в том случае, когда созданы условия для использования всех ресурсных возможностей предоставляемых сельской местностью, в том числе:
- Сельской природы: Ландшафты, рекреационные возможности лесов, рек и озер, наблюдения за жизнью дикой природы, и др.
- Сельского образа жизни:Прогулки и пешие походы, велопрогулки, верховая езда, лыжи, квадроциклы и снегоходы, охота, рыбалка, купание и пляжный отдых.
- Местного культурно-материального наследия: памятники архитектуры, музеи, сады и парки, памятные места и события, иные объекты материальной культуры, представляющие историческую, художественную или иную ценность;
- Организованных форм проведения досуга в сельской местности: Местные праздники, культурные и фольклорные мероприятия, знакомство с региональной кухней, участие в сельхозработах и местных ремеслах.
Ресурсы сельской местности, используемые в интересах сельского туризма
При этом услуги сельского туризма должны быть комплексными, то есть включать в себя:
- Обеспечение информации об объекте отдыха и резервирования;
- Возможность организации, либо предоставление информации о том, как добраться до места;
- Предоставление всей необходимой информации на месте (в том числе о возможных видах отдыха, развлечениях и мероприятиях и т.п.);
- Проживание и питание;
- Организацию досуга: развлечение, анимацию, общение активный отдых и др.;
- Организацию отъезда;
- Получение обратной связи после поездки и целевой рекламы, направленной на «старых гостей».
Вся эта цепочка услуг может реализовываться как силами одного фермера (предпринимателя), так и путем объединения усилий заинтересованных жителей всего сельского поселения.
При этом с точки зрения организации поддержки сельского туризма важно выделить три основныхсегмента клиентов/востребованных ими услуг каждая из которых будет иметь свою специфику, в ряде случаев не совместимую с другими группами:
Сельский туризм как дачный отдых:основные клиенты здесь – это жители крупных городов, заинтересованные в организации летнего отдыха для своего ребенка/детей и престарелых родителей. Предъявляются высокие требования к качеству проживания и безопасности, но богатой культурно-развлекательной программы, услуг гастрономического туризма и др. не требуется. Важная отличительная особенность - длительный срок проживания (до трех месяцев) и сравнительно невысокая цена. Возможным форматом может стать не только сельские гостевые дома, но и целые «дачные деревни» возводимые как новый объект, или организуемые на основе существующих турбаз. Также в этом формате возможно создания небольших детских лагерей отдыха;
Сельский приключенческий туризм: строится вокруг услуг по организации охоты, рыбалки, конных и байдарочных походов, туров на квадроциклах, снегоходах и др. Предполагает кооперацию нескольких сельских гостевых домов по маршруту, требует очень высокой квалификации организаторов и сравнительно высоких инвестиций в обеспечение материальной базы. Дорогой и высокодоходный вид туризма;
Классический сельский туризм: ориентирован прежде всего на автотуристов, предполагает проживание в сельском гостевом доме (одном или нескольких по маршруту путешествия), и активное использование всего туристического потенциала местности: сельской природы, сельской жизни, культурно-материального наследия и организованных форм проведения досуга. Как правило, строится вокруг ключевого аттрактора, которым может быть путешествие по винной или гастрономической дороге, проведение регионального музыкального фестиваля, проживание рядом с заповедником с активным наблюдением за нетронутой дикой природой, работу и общение с животными на экоферме и многое другое.
Реализация концепции должна вестись с учетом географической специфики российских регионов, так сельские территории, прилегающие к крупным городам – наиболее привлекательны для развития сельского дачного туризма. Регионы Карелии, Русского Севера и Дальнего Востока хорошо подходят для развития приключенческого туризма. Крым, Кавказ, Золотое Кольцо – привлекательны для классического сельского туризма, а потенциал Калининградской области по привлечению въездных сельских туристов трудно переоценить.
Предлагаемые механизмы поддержки фермеров и других предпринимателей, работающих в сфере сельского туризма- Предоставление грантов фермерам и частным предпринимателям начинающих деятельность в сфере сельского туризма;
- Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на строительство или реконструкцию объектов сельского туризма;
- Компенсация части капитальных затрат на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры сельского туризма (кроме объектов размещения);
- Предоставление бюджетных мест в государственных образовательных учреждениях для подготовки специалистов в сфере сельского туризма.
Формирование базы развития сельского туризма: 2016-2018 годы
Этот этап предусматривает решение задач оптимизации законодательства, разработки федеральных и региональных программ развития и государственной поддержки сельского туризма, создание системы подготовки кадров и формирование кадрового резерва, развитие инфраструктуры сельского туризма, тиражирование успешного опыта действующих объектов сельского туризма и запуск новых пилотных проектов.
Органический рост: 2019 – 2025 годы
Ожидается, что наработанный на предшествующем этапе потенциал создаст кумулятивный эффект и позволит обеспечить быстрый рост количества объектов сельского туризма, числа ночевок и соответственно прямого финансового эффекта от развития сельского туризма
Развитый рынок: 2025-2030 годы
На этом этапе может произойти некоторое снижение числа объектов сельского туризма, за счет перехода рынка к зрелому этапу развития, но при этом доходность существующих объектов, число ночевок и общая выручка по отрасли продолжат рост. Также накопленный опыт позволит внести дополнительные корректировки в действующие механизмы государственной поддержки и регулирования сельского туризма. Кроме того, на этом этапе станет очевидным проявление долгосрочных эффектов развития сельского туризма: повышения финансовой устойчивости фермерских хозяйств, рост качества жизни и уровня потребления на селе, рост узнаваемости продукции российских фермеров, в том числе на мировом рынке, за счет сельского туризма.
Ожидаемая динамика роста выручки от сельского туризма, 2016 – 2030 годы, млрд. руб.
Ожидаемые результаты- Объем рынка агротуризма к 2030 году составит 50 млрд. руб. в год (рост к существующему уровню ~ в 7 раз);
- Создание ориентировочно 60 тыс. новых рабочих мест на селе;
- Потребность в государственной поддержке для реализации целей и задач настоящей концепции составит 12-15 млрд руб за весь период;
- Ожидаемый объем прямых налоговых поступлений, с учетом использования единой ставки сельхозналога, за весь период реализации концепции составит порядка 5 млрд. руб. С учетом мультипликативного эффекта для других отраслей экономики – 15-20 млрд. руб. Таким образом будет обеспечена окупаемость государственных инвестиций в реализацию настоящей концепции развития сельскохозяйственного туризма в России.