В самолётах появится новая система реагирования
Адаптивная система управления летательными аппаратами, разработанная исследователи Московского авиационного института, позволяет в десять раз быстрее реагировать на нештатные ситуации.
Её адаптируют для перспективного сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 – советский сверхзвуковой пассажирский самолет.
В МАИ пояснили, человеку в нештатной ситуации, такой как отказ в системе управления, вызванной, например, сбоями в работе датчиков или стабилизаторов, необходимо около 5 секунд, чтобы распознать происходящее и еще не менее 3-4 секунд для измения своих действий. Новой системе для всего этого требуется только 0,2-0,3 секунды.
«Примерно 75% всех летных происшествий связаны с человеческим фактором. Новая система призвана значительно уменьшить этот процент», — сказал руководитель лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полета» НЦМУ «Сверхзвук», заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление полетом» МАИ Александр Ефремов, — «Если мы передадим системе управления способность человека адаптироваться к динамике объекта управления, к ее изменениям и оперативно реагировать на возникающие неполадки, то значительно повысим безопасность полета и точность пилотирования».
Ефремов добавил, настройка параметров системы управления происходит постоянно в течение всего полета. Как только обнаруживается проблема, специальный алгоритм меняет параметры, стабилизируя ситуацию. Учёный назвал вероятность ошибки алгоритма «нулевой».
Система пилотирования успешно апробирована на тренажёрах при участии летчиков и операторов.
По мнению учёных в МАИ, система подходит для дальнейшего использовать и в разрабатываемом сверхзвуковом самолете, и на возвращаемых космических аппаратах, вертолетах и других.
В работе над проектом задействовали специалистов лаборатории «Пилотажные стенды и системы самолет-летчик» кафедры 106 МАИ в рамках деятельности лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полета» Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук». Одна из целей центра — разработка инновационной конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета.
Теги: реагирование самолёты стабилизация