Соц. сети могут обязать отключить алгоритмы, формирующие ленту
Новый законопроект депутатов направлен на регулирование работы алгоритмов соц. сетей, формирующих ленту пользователя. В Госдуме хотят, чтобы пользователь мог при желании отключить их.
О планах Госдумы пишет «КоммерсантЪ». Сейчас таргеттинговые алгоритмы есть в VK, Facebook, Instagram, «Кинопоиске», YouTube и других площадках. По мнению депутатов алгоритм подбора контента увеличивает риск социальных конфликтов. При этом представители бизнеса считают, инициатива снизит финансовые показатели и даже «заморозит» развитие технологий.
Согласно проекту компании будут обязаны уведомить пользователя, что предлагаемая для него информация собрана на основе анализа его данных. Кроме того социальные сети должны дать пользователям возможность решить самим, нужна им эта таргеттинговая функция или нет.
Компании могут обязать опубликовать документ, в котором укажут правила использования рекомендациями, содержащими перечень собираемых сведений и их источники. Как отмечают в издании, эти данные должны быть защищены.
Антон Горелкин (заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи) рассказал «Парламентской газете», законопроект планируют ввести до конца года. Политик отметил, авторам инициативы важно узнать мнение индустрии и бизнеса, а также исключить влияние на финансовые процессы. Законопроект направлен на соц. сети и видеохостинги из-за их большого влияния на общественное мнение. Вопрос, добавлять ли к ним маркетплейсы и онлайн-кинотеатры пока остается открытым для обсуждения.
Мнение экспертов
Александр Журавлев (председатель комиссии московского отделения АЮР) напомнил, недавно Facebook согласился предоставить доступ к алгоритмам подбора информации в ленту и порядка ее формирования членам наблюдательного совета. Как добавляет эксперт – стремление сделать прозрачной работу таких рекомендательных сервисов – общемировой тренд.
Ирина Левова (директор по стратегическим проектам Института исследований интернета) считает, рекомендательные сервисы – просто инструмент повышения качества услуг и рисков не несут. А вот Михаил Ильичев (гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук») полагает, реализация проекта станет тормозить развитие голосовых ассистентов и снизит финансовые показатели компаний.