Медведков: отменить новые санкции США будет сложнеее, чем поправки Джексона-Вэника
Пятилетнее членство России в ВТО не привело к сокращению уровня господдержки АПК
Как отметил в интервью Интерфаксу директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, «у нас допустимый уровень поддержки на 2017 год - $5,9 млрд., а фактически мы по этому виду субсидий не добираем и $1 млрд., то есть тратим существенно меньше, чем можем. Наша основная поддержка идет в тех формах, которые ВТО не ограничивает, она транспарентна и действительно не искажает торговлю».
По словам М.Медведкова, отечественные аграрии в целом удовлетворены тем уровнем тарифной защиты, который удается обеспечивать за счет членства России в ВТО.
«В России среднеарифметическая ставка импортной пошлины на промышленные товары к сентябрю 2019г. снизится до 7,1%, на сельхозтовары - до 11. Фактически применяемая средневзвешенная ставка ЕТТ уже сейчас ниже 5%», - уточнил М.Медведков.
Наряду с этим, как подчеркнул представитель ведомства, сельхозпроизводители все чаще интересуются, как ВТО может помочь с улучшением условий их доступа на внешние рынки. М.Медведков привел данные по динамике отмены ограничительных мер в отношении российских экспортеров, «на 2012 год у нас было 142 меры в реестре в отношении российского экспорта, сейчас там порядка 98 мер. Вот эта дельта - порядка 50 - частично результат нашей работы в ВТО».
- У нас допустимый уровень поддержки на 2017 год - $5,9 млрд, а фактически мы по этому виду субсидий не добираем и $1 млрд, то есть тратим существенно меньше, чем можем. Наша основная поддержка идет в тех формах, которые ВТО не ограничивает, она транспарентна и действительно не искажает торговлю. В отличие от той ситуации, которая была 10-15 лет назад, когда поддержка часто шла конкретным и неэффективным сельхозпредприятиям, которые за нее дрались, поскольку без нее они выжить не могли, и это осложняло жизнь другим предприятиям, работавшим без поддержки. Вот сейчас от этой схемы благодаря правильной политике мы ушли, и у нас образовался запас. Почему это важно? Наши партнеры вообще никогда не предоставляли нотификаций по объему поддержки сельского хозяйства, а есть существенные подозрения в том, что они объемы своих обязательств сильно перерасходовали, а значит, они действуют в черной или серой зоне, но это наносит ущерб нам.
Поэтому нам нужно вместе посмотреть, каким образом процедуру нотификации сделать более эффективной, чтобы страны несли ответственность за то, что они предоставили не вовремя или предоставили не то, потому что это основа контроля за обязательствами.
- В конце года будет очередная министерская встреча ВТО в Аргентине. Можно ли уже говорить, с какими предложениями Россия поедет на эту встречу, и что вы вообще ждете от этой встречи?
- Главная задача в том, чтобы создать перспективу для дальнейшей работы ВТО, укрепления ее функций. Это можно сделать только через согласование мандатов на новые переговоры, либо через принятие решений в отношении отдельных правил торговли. Сейчас обсуждается много тем, среди них - поддержка сельского хозяйства, электронная торговля, малые и средние предприятия, содействие инвестициям, субсидий в сфере рыболовства.
- По сельскому хозяйству в каком контексте идет обсуждение?
- В контексте дисциплины сокращения объемов поддержки. Естественно, что там будет много кто "за" и еще больше, кто "против". Здесь вопрос заключается в том, как найти компромисс, потому что мы совершенно очевидно заинтересованы в том, чтобы те страны, которые имеют искусственно раздутые права на поддержку, их сокращали.
- А в сфере рыболовства также речь идет о снижении субсидий?
- Да, речь идет об ограничении субсидий. Они останутся, но они должны оставаться в ограниченной форме. В России этих субсидий очень мало. Поэтому в наших интересах, чтобы все страны работали по одним правилам.