18+
22 Апреля 2025

Компании, расследующие утечку данных, могут освободить от уголовной ответственности

Компании, расследующие утечку данных, могут освободить от уголовной ответственности

Вопрос обсуждают Минцифры с игроками отрасли и профильными ведомствами.

Как пишет Forbes,  крупным ИБ-компаниям и организациям, занимающимся расследованием компрометации сведений своих клиентов, согласно предложенным правкам в ст.272.1 УК РФ и закон «О персональных данных», не будет грозить уголовная статья за хранение незаконно полученных данных.

В Ассоциации больших данных (АБД, объединяет «Яндекс», VK, «Сбер», Газпромбанк, Т-Банк, Россельхозбанк, «Мегафон», «Ростелеком», билайн, МТС, ВТБ, Avito, HeadHunter и др.) считают ужесточение наказаний за утечку справедливым, однако отмечают:

Сейчас возникло общее понимание, что законные случаи использования утечек нужно однозначным образом вывести из-под уголовного состава, чтобы не было двоякого толкования в рамках правоприменительной практики.

В Ассоциации говорят о «серой зоне» — «расследования ИБ-подразделениями принадлежности компании к конкретной утечке, мероприятия по защите клиентов, данные которых скомпрометированы, выполнение обязанности по уведомлению Роскомнадзора в случае, если факт утечки подтвержден, тестирование на проникновение». В АБД полагают, регулятор должен понимать, кто имеет право на такие действия.

Один из источников издания на ИБ-рынке отметил, бизнес работает с утечками «как и раньше, но на свой страх и риск».

Проджект-менеджер MD Audit (ГК Softline) Кирилл Левкин полагает:

В первую очередь поправки предоставят нашим специалистам по информационной безопасности четкие правовые гарантии. Они будут уверены, что их действия, направленные на защиту клиентов, не будут расценены как уголовно наказуемые.

При этом по мнению экспертов, поправки приведут к укрупнению лидеров ИБ-рынка. Генеральный директор SDS Fusion Дмитрий Ефимов считает:

Небольшие компании передадут свои контракты более крупным игрокам, а сами будут выступать на подряде. Это, в свою очередь, может усложнить коммуникации среди всех участников и привести к росту цен для заказчиков.

изображение от freepik

Аналитика