Биометрию мошенников соберут в отдельной базе
Векторы голосов телефонных мошенников (данные в числовой форме) могут собрать и хранить на специальной антифрод-платформе, согласия от них не потребуется.
Это предложение входит в число антимошеннических поправок к закону «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пишет «КоммерсантЪ».
Информацию на антифрод-платформу станут передавать и органы власти, и участники интернет-рынка, такие как Центробанк, социальные сети, хостинг-провайдеры, маркетплейсы, и даже обычные граждане. В документе предложения отмечается, воспользоваться данными смогут силовые органы, Банк России, федеральные органы власти и другие.
Для анализа голосов операторы планируют использовать системы на базе искусственного интеллекта. Проверку будут проводить по ключевым словам, а также начнут сверять голоса звонящих с векторами, уже имеющимися в базе. «Если выявлены ключевые слова или произошло совпадение по голосу, то система предупреждает абонента, что он разговаривает с мошенником»,— рассказал изданию источник, близко знакомый с ходом разработки инициативы.
В Минцифры подчеркнули, обычных граждан это никак не затронет, «речь идет только о мошенниках», то есть тех, «кто ранее привлекал внимание компетентных органов противоправными действиями».
По мнению операторов связи, перспективы у инициативы есть, однако, добавляют эксперты, векторный анализ довольно непрост в воплощении. Кроме того, в «МегаФоне» отметили, сплошной анализ всех вызовов потребует внушительных инвестиций в вычислительную инфраструктуру.
Эксперты в сфере кибербезопасности согласны с операторами в перспективности решения. Нейросети помогают распознавать голосовые паттерны с 80% точностью.
Единую государственную платформу противодействия мошенничеству в сети планируют запустить в тестовом режиме в 2025 году, в полном — в 2026 году. На нее собираются выделить свыше 6 млрд рублей.
изображение от stockking на Freepik