Е.Скрынник: реформа контрольно-надзорной деятельности должна привести к оптимальному балансу на продовольственном рынке
Реализация приоритетной программы по реформе контрольной и надзорной деятельности позволит повысить уровень конкурентоспособности отрасли, обеспечить оптимальный баланс между интересами аграриев и потребителей
«Прозрачность проверок и исчерпывающий перечень их оснований обеспечит более активное привлечение инвестиций в сельское хозяйство, ускорит подготовку и реализацию инвестпроектов за счет уменьшения бумажной волокиты, значительно снизит издержки производителей», - сообщила глава института аграрной политики, министр сельского хозяйства 2009-2012 гг Елена Скрынник в интервью Milknews.
По ее словам, на сегодняшний день из-за отдельных недобросовестных производителей имиджевые и экономические потери могут нести целые подотрасли. Наиболее яркий пример в этом смысле - молочная отрасль. «Из-за накопившихся злоупотреблений в использовании растительных жиров, других технологических нарушений, производители молока все чаще становятся объектом критики. В то же время оценка санитарного соответствия молочной продукции порой проводится по показателям, подконтрольным сразу нескольким ведомствам - Минздраву, Роспотребнадзору и Россельхознадзору», - констатировала Е.Скрынник. Дублирование функций негативно сказывается на эффективности защиты граждан от фальсификата.
В целом глава МНИАП отметила, что реформа направлена на создание динамической, высокоадаптивной, технологичной и открытой надзорной системы, в таких значимых для агропродовольственного рынка сферах, как производство продуктов питания и общественное питание. «Создаются четкие и простые правила государственного контроля, обоснованность которых будет постоянно тестироваться в режиме обратной связи предпринимательским сообществом», - сказала она.
Большое позитивное значение имеет запланированное внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, вместо устоявшейся системы сплошных проверок. «То есть, в таком варианте контроль реализуется адресно, более эффективно. Не менее важен и принцип «1 in 2 out» - принятие новых обязательных для предприятий требований возможно только после отмены двух устаревших. Все это особенно актуально для аграриев и переработчиков сельхозсырья, которые по роду своей деятельности постоянно находятся в фокусе внимания контролирующих инстанций», - подчеркнула Е.Скрынник.
По ее словам, предусмотренная реформой «динамическая модель» управления категориями риска на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами позволит более оперативно выявлять по-настоящему проблемные точки и пресекать возникающие нарушения законодательства.
«В конечном итоге, планомерная реализация новой контрольно-надзорной концепции позволит значительно снизить издержки отечественных сельхозтоваропроизводителей и обеспечить дополнительный прирост темпов производства», - отметила Е.Скрынник.