Ведущие тренды мирового рынка соков
Для России мировой рынок соков является одним из самых важных. Агроклиматические особенности не позволяют выпускать в нашей стране ряд наиболее распространенных соков: апельсиновый, ананасовый. Поэтому конъюнктура мирового рынка и эффективность закупочной деятельности российских компаний оказывают существенное влияние на сальдо внешнеторгового баланса.
Неблагоприятные климатические условия в тропических регионах, наблюдавшиеся в последние годы, привели к снижению производства основных видов соков. Ожидается, что в 2017 году ситуация начнет восстанавливаться.
Наиболее торгуемым является апельсиновый сок, доля которого в мировом товарообороте, в сегменте соков, составляет более трети. Апельсиновый сок относится к категории биржевых товаров. На втором месте по объемам торговли – яблочный сок (15%). Значительный объем занимают различные мультифруктовые соки. Доля остальных видов соков сравнительно невелика.
Яблоки – культура, отлично адаптированная к российским климатическим условиям. Учитывая ресурсный потенциал нашей страны, мы можем не только снизить зависимость от импорта яблочного сока, но и выйти на мировой рынок с этим продуктом.
Сейчас ведущие позиции в мире по производству яблок, а также многих других фруктов и ягод умеренного климата – вишни, малины, черной смородины - занимает Польша.
Крупнейшими потребителями соков являются страны с наибольшим уровнем среднедушевого дохода населения – ЕС и США.Значительный внутренний рынок сбыта – важный фактор, способствующий развитию национальной переработки, выпуску и экспорту в другие страны продуктов с высокой добавленной стоимостью. В случае соков подобный механизм реализован такими странами, как Голландия, Бельгия и Германия. Не являясь производителями заметных объемов сырья, они входят в ТОП-5 экспортеров соков.Лидирующая в рейтинге производителей соков Бразилия – ведущий в мире производитель и экспортер апельсинового сока.
Динамика мирового рынка соков определяется двумя противоположными тенденциями:
- Развивающиеся страны наращивают потребление соков как эффективного источника витаминов и полезного для здоровья продукта питания;
- В странах с высоким уровнем среднедушевого дохода происходит отказ от потребления традиционных «массовых» соков, как продукта с непрозрачным происхождением и высокой калорийностью. Массовый переход к свежевыжатым сокам.
Значительный вклад в разрушение репутации «массового» сока как полезного для здоровья продукта внесли разнообразные нектары, сокосодержащие напитки и другие эксперименты производителей, направленные на экономию сырья при сохранении прибыли.
Важно, что российская модель потребления соков приближается к моделям, характерным для развитых стран мира.
Основной объем апельсинового сока, произведенного из концентрата, Российская Федерация закупает в Бразилии. В 2017 году наметилась тенденция к существенному снижению закупок (за период с ноября 2016 по октябрь 2017 объем закупок снизился на 22%). Ведущий поставщик концентрата яблочного сока – Китай. Объемы поставок снизились также на 22% и были компенсированы, прежде всего, за счет значительного, на 152% роста поставок из Узбекистана.
Главный поставщик натуральных (не из концентрата) соков в Россию – эта республика Беларусь. По данным на октябрь 2017, она лидирует в поставках яблочного и ананасового соков, а по апельсиновому соку делит первое место с Германией.
В целом рынок соков обладает значительным потенциалом импортозамещения. В перспективе Россия за счет развития собственного производства сырья и переработки, поддержки национальных брендов может развивать экспорт яблочного сока. Ключевым фактором успеха здесь может стать правильное использование общемировой тенденции к переходу на потребление натуральных соков.
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании данных UN Comtrade, Fruit Juice Focus, International Fruitand Vegetables Juice Association, а также собственного анализа.