Тенденции спроса на мировом рынке продовольствия
Изменения в мировой экономике, экономический рост в странах БРИКС формируют новые тенденции, определяющие спрос на продукты питания. Прежде всего, это увеличение доходов части населения, рост среднего класса. Китай – одна из крупнейших мировых экономик, страна с самым большим по численности населением. Доходы городского населения Китая в период с 2004 по 2015 год выросли в 3,3 раза. При этом, согласно данным статистики, начиная с 2011 года, больше 50% китайцев – городские жители. Растут доходы населения и в других развивающихся странах. Согласно отчету OECD, только за последние 4 года (2013 – 2016) средние доходы домохозяйства в Бразилии и в России выросли на 11% - 12%.
Следствие этого – рост спроса на качественные продукты питания, появление так называемых «инновационных продуктов», формирование новых каналов сбыта. Развивающиеся страны становятся лидерами, формируя новые тенденции, которым еще только предстоит выйти на консервативные рынки развитых стран. Пример формирования такого нового канала сбыта – быстрый (в среднем 33% в год) рост продаж продовольствия через мобильные приложения на рынке Китая.
Инновационные продукты питания охватывают все новые сегменты. Например, активно внедряются молочные продукты на основе новых типов бактериальных заквасок, в том числе асептический йогурт. Высокая скорость и снижение цены разработки рецептуры позволяет постоянно обновлять линейку продуктов: например, ароматизированное молоко со вкусом розы или готовый завтрак мюсли+молоко в упаковке, удобной для употребления на ходу. Идет глубокая сегментация ниши «органические продукты». Отдельно выделяется органическое детское питание, еда для спортсменов, пожилых людей и т.п.
В целом по рынку эксперты выделяют 6 основных факторов, способствующих росту спроса на отдельные продукты питания:
· Концепция «Целостного здоровья»:
o физическое здоровье – обогащенные продукты с витаминами, минералами, пробиотиками, природными волокнами;
o натуральное здоровье – натуральная еда и ингредиенты
o лучше меньше: менее жирное, без глютена, без лактозы меньше сахара;
o здоровый образ – возможность показать свое здоровье и здоровое питание;
· Честный разговор с покупателем:
o повышение доверия к производителю и продуктам – прозрачное производство, прозрачное происхождение ингредиентов;
· Жить проще:
o доступность везде – удобство потребления на ходу, на работе;
o простота – упрощение коммуникаций между производителем и потребителем;
o Продукты для отдыха;
· Новые впечатления:
o рост числа «новаторов» среди покупателей;
o путешествия и приключения: после отпусков в теплых странах люди покупают продукты, ассоциирующиеся с хорошо проведенным временем;
· Социальные медиа:
o значительную часть информации получают не из традиционных каналов, а от знакомых или авторитетов в социальных сетях;
o жизнь на виду: легко узнать о вкусах и предпочтениях своих знакомых. Можно показать свои достижения.
o Интернет-торговля все больше смещается в социальные сети;
o Лучшая история нового бренда – это история которую можно наблюдать онлайн в социальных медиа;
· Ответственные потребители:
o Экологическая ответственность брендов, защита животных, соответствие религиозным и культурным стандартам становится одним из главных факторов принятия решения о покупке.
Четкое позиционирование российских продуктов на мировом продовольственном рынке, использование объективной и актуальной информации – все это важнейшие условия для успешного развития экспорта, выполнения целевых показателей роста.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных собственного исследования отраслевых практик.