Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития
Долгосрочные программы развития, разработанные и запущенные в 2000-х годах, позволили обеспечить инвестиционную привлекательность АПК, сформировать прозрачный механизм государственной поддержки отрасли,обновить парк сельскохозяйственной техники.
Развить полученные успехи позволит максимально эффективное использование имеющихся конкурентных преимуществ, прецизионное управление развитием сельского хозяйства на всех уровнях – от районов до федеральных округов. Особенно важным становится максимально раскрыть агроклиматический потенциал регионов, использовать преимущества географического положения России на пересечении важнейших транспортных путей, способствовать развитию инициатив и сельского предпринимательства.
Решение этих разных по объему и содержанию задач требует нового, системного и продуманного подхода к агротерриториальному развитию. Здесь можно выделить три ключевых уровня, для каждого из которых характерны свои механизмы развития
Наиболее масштабные проекты, требующие значительного внимания со стороны государства, это Агрокоридоры. Такие проекты направлены на комплексное развитие сразу нескольких регионов, связанных единой логистикой - от производителя и переработчика сельхозпродукции к потребителю или экспортеру. Целевое развитие транспортной инфраструктуры позволяет привлекать дополнительные инвестиции в производство агропродукции, строительство мощностей по переработке и хранению. Агрокоридоры – это линейные агломерации протяженностью в сотни и тысячи километров, обеспечивающие ускоренное развитие всех отраслей АПК. Агрокоридоры обеспечивают развитие не только сельских территорий, но и малых и средних городов расположенных в зоне их ответственности.
Ключевая задача, которую решают агрокластеры – это формирование в регионе сети по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, развитие кооперации и горизонтальных связей. Цепочка агрокластеров может составлять основу для строительства агрокоридора;
Агропромышленные парки обеспечивают рост эффективности сельского хозяйства региона путем увеличения доли добавленной стоимости в продукции – за счет глубокой переработки, эффективного хранения, лучшего доступа к сбыту. Агропромышленные парки позволяют обеспечить для многочисленных хозяйств региона доступ к высокотехнологичной переработке – такой, например, как производство замороженных или сублимированных (сушеных) продуктов, овощная консервация и пр.
Специальные агроэкономические зоны– инструмент ускоренного развития перспективных, но недоинвестированных сельскохозяйственных районов. Это определенные территории, в пределах которых инвесторы получают льготный регуляторный режим. Российская практика показывает, что специальные экономические зоны, ориентированные на пищевое производство (Калуга), успешно развиваются. Этот опыт может быть расширен и на агропроизводство.
Центры развития агробизнеса могут стать одним из ключевых инструментов для привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Их задача не ограничивается обучением начинающих предпринимателей основам бизнеса. Главная цель такого центра – показать, какие направления вложения средств в сельское хозяйство наиболее привлекательны, обеспечить инвесторов высокачественной профессиональной технологической экспертизой. Центры, работая по принципу «одного окна», должны упрощать предпринимателям доступ к банковским или лизинговым средствам, государственной поддержке, переработке, хранению и сбыту готовой продукции.
Цели, задачи и механизмы государственной поддержки дифференцируются в зависимости от используемых механизмов агротерриториального развития.
Для крупных федеральных проектов наиболее эффективным будет развитие инфраструктурной составляющей, формирование благоприятной среды. На региональном и районном уровнях требуется адресная поддержка, прозрачная и доступная для всех.
Системный подход к агротерриториальному развитию – ключевая составляющая долгосрочного, стратегического успеха в развитии агропромышленного комплекса в России.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных собственного анализа.