14 Мая 2018

Синергия: 9 идей для развития агротуризма

Фермерский бизнес – успешное направление российского сельского хозяйства.

Существует ряд факторов, определяющих особенности его развития:

  • Конкуренция со стороны крупных агрохолдингов, предлагающих рынку массовые сельскохозяйственные товары по более низким ценам;
  • Ограниченные площади земельных угодий и доступ к инвестиционным ресурсам;
  • Недостаточный уровень социального развития сельских территорий;
  • Риски, связанные с неурожаем, неблагоприятной рыночной коньюнктурой, действиями других игроков рынка.

Главный инструмент снятия ограничений – диверсификация фермерского бизнеса, развитие сопутствующих направлений (агротуризм). Успех сельского туризма связан не только с тем, что он приносит дополнительный доход фермерам, но и в синеретическом эффекте. Гости фермы охотно покупают качественные, премиальные органические продукты, становятся важным каналом рекламы и продвижения фермерских товаров.

Кроме того, по словам главы Института аграрной политики, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, для придания большей динамики развитию сельского туризма необходимы выпуск дополнительных продуктов, оказание допуслуг, обладающих высокой синергией.

Местные достопримечательности: природные или культурные объекты, праздники и фестивали, конные и пешие прогулки, участие в сельском труде добавляют привлекательности агротуризму, но, как правило, эти мероприятия не в полной мере отвечают запросам отдыхающих.

Какие дополнительные продукты и услуги можно предложить? Анализ лучшей мировой практики позволяет выделить несколько идей:

Упаковка продуктов: Упакованная продукция лучше продается, ее удобно взять с собой, проще узнать на полке или в интернете. Оборудование не требует серьезных вложений. Упаковывать можно не только собственную продукцию, но и товары, производимые соседями. В сумме все это может значительно поднять выручку и прибыль хозяйства;

Цветочная ароматерапия: цветущие поля или кустарники – не только источник ценного сырья. Видеть их, чуствовать запах – особенное удовольствие. Возможно, туристы поедут к вам именно за этим. Цветочная ароматерапия – один из ключевых трендов 2018 годав мировой SPA-индустрии.

Кафе с местными продуктами. То, что кажется простым и обыденным, может быть экзотикой для туристов. К примеру, уха, деревенская каша, приготовленная в русской печи, свежий хлеб, пироги, травяной чай. Сделайте открытую кухню, где будет виден процесс приготовления еды, предложите доступные цены и вы создадите прекрасный «аттрактор» для туристов.

Органическая косметика. Русская органическая косметика, мыла и шампуни пользуются огромным спросом, активно продаются не только в Москве, но и во многих столицах мира. Фермеры могут наладить производство собственной марки органической косметики.

Травяные репелленты. Комары и мухи могут испортить впечатление даже от самого лучшего отдыха. Использование отпугивающих средств из магазинов для многих неприемлемо из-за высокого содержания в них потенциально токсичных химикатов. Изготовленные из природных ингредиентов репелленты лишены этого недостатка, но их нет в продаже. Самостоятельно приготовить такой травяной репеллент или просто купить - еще одна нестандартная возможность развития агробизнеса.

Лекарственные травы доступны сейчас для большинства потребителей, в том числе в виде готовых продуктов: сиропы, настойки и др. Возможность увидеть, как их собирают и перерабатывают – более высокий уровень доверия к продукту.

Женьшень, лимонник, элеутеракокк,другие травы,не являющиеся в общепринятом смысле лекарственными, но полезные для здоровья –это не только нишевой продукт с высокой добавленной стоимостью, но и хороший инструмент привлечения туристов.

Сухоцветы, выращенные на ферме, могут стать основой для изготовления различных декоративных предметов. В России и в мире растет популярность товаров хэндмейд.

Певчие птицы были на пике популярности в начале 20 века. Сейчас ими увлекаются немногие любители, но как объект для туристов питомник певчих птиц может быть очень привлекательным;

Ка отметила Е.Скрынник, комплексный подход к развитию фермерского хозяйства, базирующийся на гармоничном сочетании агропроизводства, сельского туризма и дополнительных услуг, – основа для опережающего роста малого и среднего бизнеса на селе, важный инструмент социального развития сельских территорий.

Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании собственного анализа.

Российский рынок
Тренды квантовых вычислений Франшизы для малого бизнеса Экспортные рынки для России Новые возможности для малого бизнеса в России Малый и средний бизнес в России Рынок IT-услуг в России Наука в мире и России Новогодние тренды Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК Потенциал оптимизации производства зерновых в мире и в России ЦФО: регионализация и продовольственные балансы
Презентация (pdf)
Скачать (pdf)
Другие документы