Синергия: 9 идей для развития агротуризма
Фермерский бизнес – успешное направление российского сельского хозяйства.
Существует ряд факторов, определяющих особенности его развития:
- Конкуренция со стороны крупных агрохолдингов, предлагающих рынку массовые сельскохозяйственные товары по более низким ценам;
- Ограниченные площади земельных угодий и доступ к инвестиционным ресурсам;
- Недостаточный уровень социального развития сельских территорий;
- Риски, связанные с неурожаем, неблагоприятной рыночной коньюнктурой, действиями других игроков рынка.
Главный инструмент снятия ограничений – диверсификация фермерского бизнеса, развитие сопутствующих направлений (агротуризм). Успех сельского туризма связан не только с тем, что он приносит дополнительный доход фермерам, но и в синеретическом эффекте. Гости фермы охотно покупают качественные, премиальные органические продукты, становятся важным каналом рекламы и продвижения фермерских товаров.
Кроме того, по словам главы Института аграрной политики, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, для придания большей динамики развитию сельского туризма необходимы выпуск дополнительных продуктов, оказание допуслуг, обладающих высокой синергией.
Местные достопримечательности: природные или культурные объекты, праздники и фестивали, конные и пешие прогулки, участие в сельском труде добавляют привлекательности агротуризму, но, как правило, эти мероприятия не в полной мере отвечают запросам отдыхающих.
Какие дополнительные продукты и услуги можно предложить? Анализ лучшей мировой практики позволяет выделить несколько идей:
Упаковка продуктов: Упакованная продукция лучше продается, ее удобно взять с собой, проще узнать на полке или в интернете. Оборудование не требует серьезных вложений. Упаковывать можно не только собственную продукцию, но и товары, производимые соседями. В сумме все это может значительно поднять выручку и прибыль хозяйства;
Цветочная ароматерапия: цветущие поля или кустарники – не только источник ценного сырья. Видеть их, чуствовать запах – особенное удовольствие. Возможно, туристы поедут к вам именно за этим. Цветочная ароматерапия – один из ключевых трендов 2018 годав мировой SPA-индустрии.
Кафе с местными продуктами. То, что кажется простым и обыденным, может быть экзотикой для туристов. К примеру, уха, деревенская каша, приготовленная в русской печи, свежий хлеб, пироги, травяной чай. Сделайте открытую кухню, где будет виден процесс приготовления еды, предложите доступные цены и вы создадите прекрасный «аттрактор» для туристов.
Органическая косметика. Русская органическая косметика, мыла и шампуни пользуются огромным спросом, активно продаются не только в Москве, но и во многих столицах мира. Фермеры могут наладить производство собственной марки органической косметики.
Травяные репелленты. Комары и мухи могут испортить впечатление даже от самого лучшего отдыха. Использование отпугивающих средств из магазинов для многих неприемлемо из-за высокого содержания в них потенциально токсичных химикатов. Изготовленные из природных ингредиентов репелленты лишены этого недостатка, но их нет в продаже. Самостоятельно приготовить такой травяной репеллент или просто купить - еще одна нестандартная возможность развития агробизнеса.
Лекарственные травы доступны сейчас для большинства потребителей, в том числе в виде готовых продуктов: сиропы, настойки и др. Возможность увидеть, как их собирают и перерабатывают – более высокий уровень доверия к продукту.
Женьшень, лимонник, элеутеракокк,другие травы,не являющиеся в общепринятом смысле лекарственными, но полезные для здоровья –это не только нишевой продукт с высокой добавленной стоимостью, но и хороший инструмент привлечения туристов.
Сухоцветы, выращенные на ферме, могут стать основой для изготовления различных декоративных предметов. В России и в мире растет популярность товаров хэндмейд.
Певчие птицы были на пике популярности в начале 20 века. Сейчас ими увлекаются немногие любители, но как объект для туристов питомник певчих птиц может быть очень привлекательным;
Ка отметила Е.Скрынник, комплексный подход к развитию фермерского хозяйства, базирующийся на гармоничном сочетании агропроизводства, сельского туризма и дополнительных услуг, – основа для опережающего роста малого и среднего бизнеса на селе, важный инструмент социального развития сельских территорий.
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании собственного анализа.