Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК
В мировой практике соглашения о свободной торговле, многосторонние или двухсторонние, этоодин из главных механизмов обеспечения доступа на рынок других государств. Под свободной торговлей понимается отсутствие импортных пошлин и тарифов, а также количественных ограничений на взаимные поставки продукции. Исключения из общих правил возможны, но их введение регулируется строго определенным механизмом, прописанным в соглашении о свободной торговле.
Как показывает практика, торговля сельскохозяйственным сырьем и продовольствиемстановится одним из ключевых бенефициаров соглашений о свободной торговле. Для экономической эффективности продаж продукции АПК, особенно скоропортящейся, большое значение имеют ограничения, связанные с таможенными тарифами,сроками прохождения экспортно-импортных процедур и др. Любое снижение торговых барьеров становится благоприятным фактором для развития рынка продовольствия.
В мировой практике существует развитая система соглашений о свободнойторговле. К крупнейшим многосторонним соглашениям относятся:
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), заключенное между Канадой, США и Мексикой;
- Общий рынок стран Южной Америки (Mercosur) – на сегодня участниками соглашения являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай;
- Евразийский экономический союз (ЕЭАС), объединяющий Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Армению;
- Западноафриканский валютный и экономический союз (UEMOA) – восемь стран бывших французских колоний;
Также действует и готовятся к созданию значительное число других соглашений о свободной торговле. Важно, что Европейский Союз (ЕС) был создан на основе соглашения стран Западной Европы об общем рынке. Также соглашения о свободной торговле объединяли, до вступления в ЕС, страны Балтии и страны Восточной Европы – Польшу, Венгрию, Румынию и др.
Для России соглашения о свободной торговли формируют приоритетный рынок, на который максимально упрощен доступ не только традиционным экспортным сельскохозяйственным товарам – зерну, растительному маслу, но и товарам с высокой добавленной стоимостью. Сейчас основным рынком сбыта для этих товаров являются именно страны СНГ, связанные с Россией многосторонними и двусторонними соглашениями о свободной торговле. Наиболее тесная интеграция достигнута со странами ЕЭАС, но также действуют и соглашения о свободной торговле и с другими участниками СНГ (за исключением Украины, которая приостановила, со 2 01.2016г. сотрудничество с Россией). Кроме того, ЕЭАС заключены двусторонние соглашения о свободной торговле с Вьетнамом и Сербией. Готовится подписание соглашений с Монголией. Ведутся переговоры с Израилем, Индией, Египтом, Ираном и рядом других стран.
Суммарный объем импорта продуктов питания стран СНГ, имеющих с Россией соглашение о свободной торговле, а также Монголии и Сербии – 14,5 млрд. долларов США. Импорт продовольствия Вьетнама - более 28 млрд. долларов США. Заключение в 2015 году соглашения о свободной торговле между ЕЭАС и Социалистической республикой Вьетнам утроило размер рынка продовольствия, к которому Россия имеет преференциальный доступ.
Россия поставляет на рынки стран СНГ, Монголии и Сербии сельскохозяйственное сырье и продовольствие на общую сумму 4,2 млрд долларов США, что соответствует 30% рынка. Наибольшую долю наша страна имеет на рынках импорта продовольствия таких стран, как Азербайджан (50%), Казахстан (42%), Монголия (37%). Наиболее перспективные рынки – Сербия (4%) и Молдова (10%).
Вьетнам – перспективный торговый партнер для России. Объем импорта продовольствия в эту страну в 2016 году составил 28 млрд. долларов США. Доля России – 0,2% (71,3 млн. долларов США). Соглашение о свободной торговле заключено в 2015 году, но его потенциал используется далеко не полностью. Увеличение российских поставок продовольствия во Вьетнам до 15% импорта этой страны (4,3 млрд. долларов США) позволит увеличить суммарный агроэкспорт России на 25%.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UN Comtrade, Министерства иностранных дел России, ЕЭАС, а также собственного анализа.