Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок
Успешное развитие российского агропродовольственного экспорта – комплексная задача, решение которой требует слаженного взаимодействия отрасли и государства. Продукция отечественного сельского хозяйства уже сейчас успешно заняла рыночные ниши, где ее преимущества неоспоримы. Но дальнейший рост экспорта делает неизбежным рост конкуренции с крупнейшими мировыми поставщиками продуктов питания.
Как следствие, возрастает значимость рекламы и продвиженияпродукции российского агропромышленного комплекса на мировом рынке. Увеличивается значение национальныхторговых объединений и организаций – торгово-промышленных палат, ассоциаций производителей, государственных структур и др. Например, североамериканские страны, Канада и США, входят в число вещущих мировых экспортеров продовольствия. При этом в поддержек национального агроэкспорта участвует практически 100% торговых организаций и объединений этих стран;
Международная практика показывает, что для продвижения продукции нациноального сельского хозяйства, кроме торгово-промышленных палат, могут быть задействованы:
- Национальные представители в международных организациях: ФАО ООН и Всемирный Банк;
- Исследовательские организации, занимающиеся вопросами агропродвольственной отрасли и международного сотрудничества (такие, например, как швейцарский институт органического сельского хозяйства – FIBL или немецкое федеральное предприятие GIZ, специализирующееся на предоставлении услуг ФАО ООН и другим международным организациям);
- Международные и национальные профессиональные отраслевые объединения производителей продуктов питания;
- Профильные министерства;
- Производители сельскохозяйственной продукции, прежде всего, вертикально-интегрированных компаний, работающих «от поля до обеденного стола»;
- Инвесторы, вкладывающие средства в развитие сельского хозяйства;
- Клиенты АПК: торговые сети, международные трейдеры;
- Поставщики товаров и услуг для АПК и др.
Эффективное, согласованное использование возможностей этих организаций может дать высокие результаты. Роль государства – обеспечение координации, вовлечения в продвижение продукции сельского хозяйства всех возможных участников.
Важный тренд развития мировой торговли продуктами питания – усиление и развитие системы национальных и международных стандартов и сертификации. Как обязательной, так и добровольной. Гармонизация национальных и международных стандартов, поддержка со стороны государства участия агропроизводителей в добровольной международной сертификации это не только инструмент, позволяющий снять рыночные барьеры, но и канал продвижения, эффективное «топливо» для рекламы национальных продуктов питания на мировом рынке.
В мировой практике есть ряд примеров эффективного использования возможностей самых разных организаций для продвижения на мировом рынке продуктов питания.Для продвижения национального продукта – кофе - производители из Руанды использовали партнерство со своим ключевым покупателем, компанией Starbucks. В результате во всей крупнейшей мировой сети кофеен появились пакеты с характерной маркировкой, на которой было указано, что этот кофе был произведен в Руанде. Национальное сельское хозяйство практически бесплатно получило доступ к миллионам целевых потребителей по всему миру.
Нестандартный подход к продвижению продукции национального сельского хозяйства был использован в Молдавии. Инвестиции в хорошо развитую в этой стране ореховую отрасль продвигались в среде профессиональных финансистов как выгодное и надежное вложение средств. Синергетический эффект – доступ к широкой аудитории обеспеченных клиентов, интересующихся здоровым питанием (орехи), «сарафанное радио», привлечение внимания к преимуществам Молдавии как аграрной страны.
В Израиле особенности национального подхода к рекламе национальных продуктов питания привели к появлению новой экспортной отрасли, поступления от которой превысили непосредственные поступления от сельского хозяйства. Израиль – страна с неблагоприятными агроклиматическими условиями. Ведение эффективного сельского хозяйства требует использования продвинутых технологий. Первоначально эти технологии стали фокусом рекламы. Но заинтересованность потребителей оказалась столь высока, что сейчас объем экспорта израильских агротехнологий значительно превышает экспорт продуктов питания.
Продукция российского АПК нуждается в проактивном и креативном продвижении. Важно использовать для этого весь спектр разнообразных возможностей, предлагаемых мировым рынком, ориентироваться на лучшие практики и примеры.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании собственного анализа, а также данных International Trade Center и других отраслевых экспертов.