Перспективы мирового рынка ветеринарных препаратов
Мясо и мясопродукты – один из ключевых сегментов международного рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Начиная с 2001 года, объем мировой торговли в этом сегменте вырос почти в 3 раза – с $41 до $113 миллиардов. Для России экспорт мясной продукции – магистральное направление развития агроэкспорта, важный инструмент для увеличения поставок на внешний рынок агропродукции с высокой добавленной стоимостью.
Один из ключевых инструментов повышения эффективности производства мяса, роста национальной конкурентоспособности - качественное ветеринарное обеспечение. В настоящее время возможности российских аграриев ограничены отсутствием целого ряда отечественных ветеринарных препаратов –сырья для производства вакцин, пищевых аминокислот, лечебных кормовых добавок и др. Так, например, в птицеводстве зависимость от импортного сырья для производства вакцин приближается к 100%.
С другой стороны, ветеринарные препараты – это крупный, емкий рынок. Выход на него отечественных производителей обеспечит синергетический эффект от снижения технологической зависимости в животноводстве.
Суммарный объем мирового производства ветеринарных препаратов на сегодняшний деньоценивается экспертами рынка в $35 миллиардов. Из них 60% - препараты, используемые в животноводстве. Оставшуюся долю рынка занимает продукция, предназначенная для домашних питомцев. Ожидается, что в перспективе до 2030 года темпы роста рынка могут составить 4% - 5% в год.
Можно выделить 3 ключевых сегмента рынка: фармацевтические препараты, включая антибиотики (порядка 45% от мирового производства ветеринарных препаратов), пищевые добавки (около 35%) и вакцины (20%). На ключевых географических рынках объемы производства по сегментам несколько различаются. Так, в США объемы производства и продажи фармацевтики и пищевых добавок практически одинаковы и составляют около 80% рынка в сумме. В Европе доля фармацевтики – более 50%, а остальное делят в равных пропорциях вакцины и пищевые добавки.
Кроме рынка лечебных ветеринарных препаратов, в качестве отдельного сегмента можно выделить реактивы для проведения диагностики животных. К 2035 году объем этого сегмента рынка может составить $3 - $5 млрд в год.
Помимо рынка ветеринарии, можно выделить еще один очень перспективный и быстрорастущий сегмент, который, по аналогии с “интернетом вещей”, можно назвать “интернетом животных”. Это – комплекс инновационных решений, обеспечивающих новый уровень управления стадом, контроля основных жизненных показателей, продуктивности, состояния здоровья животных и др.
В сегменте фармацевтических препаратов наиболее инновационноемким является производство антибиотиков. На сегодня широкое применение антибиоиков – необходимое условие для сохранения и увеличения производительности мировой животноводческой отрасли. Ожидается, что к 2030 году мировое потребление ветеринарных антибиотиков вырастет до 106 тыс. тонн. При этом различные производители по разному подходят к использованию этого класса препаратов. Европейские компании, потребители которых имеют высокий уровень доходов и ориентированы на здоровое питание, снижают портебление антибиотиков в животноводстве: основное падение пришлось на период 2010 – 2012 годов и составило около 15%. В США, напротив, потребление ветеринарных антибиотиков растет. С 2010 года рост составил более 20%. В настоящее время в Европе в год потребляется около 8 тыс тонн антибиотиков, в США – около 15 тыс. тонн. В будущем рост мирового потребления этого класса ветеринарных препаратов будет связан с развивающимися странами – Китаем, Индией, Индонезией и др.
Ключевые игроки рынка ветеринарных препаратов на сегодня – это компании, включенные в состав крупных фармацевтических концернов. Рынок ценных бумаг очень высоко оценивает потенциал этих компаний. Так, например, размер публичного размещения компании Zoetis, Inc. (на сегодняшний день входит в Pfizer), в 2013 году составил $2,2 млрд. На тот момент – второе по размеру IPO после Facebook.
Развитие российского производства ветеринарных препаратов – комплексная, межотраслевая задача. Это важная часть обеспечения технологической независимости экспорта российского продовольствия. Рынок ветеринарных препаратов –перспективное направление, позволяющее эффективно использовать потенциал отечественной науки, развить новую экспортную нишу, а также обеспечить быстрый рост капитализации успешных российских компаний.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных Agribusiness intelligence, Techaccel, Zoetis, Global Market Insightsa также собственного анализа.