18+
08 Января 2020

Ответственное потребление: тренды и возможности для малого бизнеса

Ответственное потребительское поведение – один из ключевых глобальных трендов, сформированных особенностями цифровой эпохи. Прежде всего, это постепенное отступление «экономики голода» в развитых и ведущих развивающихся странах. Фактор выживания и связанный с ним потребительский невроз перестает быть главным стимулом покупок. Люди перестают делать запасы продуктов и вещей, приобретать дорогие вещи и активы, которые могут «пригодиться в случае чего». Простимулированное детскими воспоминаниями о дефиците, такое потребительское поведение было характерной особенностью «поколения Х» - нынешних 30 – 50 летних. Но, даже их модель потребительского поведения меняется в сторону более разумного потребления. Для миллениалов и «поколения Z» в целом, характерна другая модель потребления, ориентированная, в большей степени на цифровые товары и впечатления. Важным фактором принятия решения о покупке становятся этические соображения: «Наносит ли этот товар и его упаковка вред окружающей среде?», «Насколько этично относится крупная компания – производитель товара к своим работникам?».

Глобальным трендом, отражающим требования к этичности производства является рост спроса на информацию о продукте. Такая информация должна быть не только полной, отвечающей запросам потребителей и точной, но и легко и надежно верифицируемой, проверяемой. В связи с этим растет спрос на информационные системы контроля происхождения товара на основе блокчейн-технологий;

Мобильность, коллективное использование транспорта – макротренд, объединяющий в себе сразу несколько особенностей потребительского поведения:

  • «Не вещи, а впечатления» - потребитель испытывает меньше потребностей в покупке дорогих вещей, предпочитая совместное пользование, как более дешевую и экономящую время альтернативу.
  • Экологическая ответственность – совместное использование транспортных средств позволяет снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду;
  • Удаленная работа и финансовая независимость, фриланс – возможности подработки (Uber и аналогичные сервисы) или снижения расходов в поездке. Появление этих возможностей обусловлено, прежде всего прогрессом в целом кластере цифровых технологий – быстрые смартфоны, надежный мобильный интернет и геолокация, широкое развитие цифровых денежных транзакций.

Ответственный дизайн и конструирование – тренд, подразумевающий широкое использование возобновляемых материалов, отказ от неэкологичной упаковки, долгий срок использования вещей. Отдельно необходимо указать нарастающее движение потребителей против «планового выхода из строя» - когда товары специально конструируются так, чтобы работать только в пределах заданного, сравнительно небольшого срока.

Важно, что тренды ответственного потребления создают большие возможности для малого бизнеса – как в цифровой сфере, где востребованы услуги в области организации коммуникации потребителей, так и в реальном производстве, где ремесленная вещь – синоним качества, надежности и индивидуального подхода. Многие «единороги»- стартапы, вышедшие на уровень капитализации, превышающий $1 млрд. Начинали свою деятельность опираясь на тренды ответственного потребления – Uber, AirB&Bи др.

Учет трендов ответственного потребление при конструировании государственной стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в России даст возможность повысить эффективность и возвратность вложения бюджетных средств, будет содействовать достижению целевых показателей развития малого и среднего бизнеса.

Мировой рынок
Тренды развития глобального рынка нейроинтерфейсов Актуаторы для робототехники Складская робототехника и искусственный интеллект Тренды развития глобального рынка систем верификации пользователей Тренды венчурных инвестиций: рост интереса к стартапам в сфере материальных инноваций Тренды развития рынка систем управления лояльностью: роль AI Тренды развития электронных таблиц Тренды развития рынка промышленной компьютерной томографии: перспективы и вызовы Цифровые персоны: тренды и перспективы развития Цифровые умные зеркала: возможности и тренды развития Тренды развития рынка и технологии автоматизации электронной торговли Тренды развития стартап-студий в мире Биохакинг: перспективы и тренды Тренды развития глобального рынка интеллектуальных датчиков Облачные видеоигры: один из самых быстрорастущих цифровых рынков Видеоаналитика Интернет 3.0: тренды и перспективы Управление искусственным интеллектом Тренды мирового рынка графических процессоров Радиолокаторы миллиметрового диапазона Очки дополненной реальности: ожидания и реальные возможности технологии Автономные и полуавтономные грузовики: тренды рынка Глубокие технологии, Deeptech, тренды развития Синтетическое топливо: перспективный инструмент для снижения эмиссии парниковых газов Тренды развития технологии электрического морского и речного транспорта Перспективы развития ARM - процессоров Тренды и перспективы оптоволоконных технологий Тренды квантовых технологий Лазерные кристаллы: рынок и тренды Разработка программного обеспечения на заказ: тренды и рынок Цифровые лазерные проекторы Высокоэнтропийные сплавы: цифровые технологии и прорывный рост на классическом рынке Услуга быстрой замены аккумуляторов электромобилей: тренды и перспективы рынка Тренды развития легкой авиации Перовскиты: сырье для инновационных отраслей
Презентация (pdf)
Скачать (pdf)