Опыт поддержки развития малого бизнеса в странах Тихоокеанского альянса

Тихоокеанский альянс – второе по значимостиэкономическое объединение латиноамериканских стран (после MERCOSUR), созданное в 2011 году. В его состав входят Чили, Колумбия, Мексика и Перу. Суммарный ВВП стран Тихоокеанского альянса составляет порядка $1,9 трлн., а численность населения – 200 миллионов человек.
Малые и средние предприятия – важный элемент экономики стран Тихоокеанского альянса. Их численность составляет 99% от всех зарегистрированных компаний, в малом бизнесе работает 67% персонала. При этом вклад компаний малого и среднего бизнеса в ВВП стран Тихоокеанского альянса составляет около 30%. Для сравнения в странах ОЭСР (объединяет наиболее развитые экономики: США, ЕС, Япония, Австралия и др.) этот показатель - 60%. Главная причина такого разрыва – низкая продуктивность труда в малых и средних предприятиях, которая составляет лишь 3% от продуктивности в крупных компаниях (Чили).
Для решения проблемы недостаточной эффективности малого и среднего бизнеса в странах Тихоокеанского альянса была принята комплексная программа развития торговли и инвестиций для малых предприятий. Важно, что в этой программе учитывается сырьевая ориентация некоторых экономик альянса (Чили).
Программа охватывает четыре направления: финансы, бизнес-окружение, развитие производственных возможностей малого бизнесаи доступ на рынки.
Финансы
Малый и средний бизнес в странах Тихоокеанского альянса формирует только 12% рынка кредитования (для сравнения, в странах ОЭСР – 20%). Средняя по региону процентная ставка – 8,6% (в ОЭСР – около 3%). На ограниченность доступа к банковскому финансированию указывают 8% компаний Перу, 20% -в Чили, 30% - в Мексике и 45% - в Колумбии.
Со схожими ограничениями сталкивается и российский малый и средний бизнес.
Страны Тихоокеанского альянса активно расширяют количество инструментов финансирования, доступных для малого бизнеса. Мексиканский национальный фонд предпринимательства целевым образом закрепляет 36% от своих фондов для кредитования МСБ. В Чили сформирована специальная программа финансирования малого и среднего бизнеса. Также важную роль играет государственная поддержка, направленная на снижение рисков при кредитовании.
Бизнес-окружение
Ключевым показателем здесь является рейтинг всемирного банка «Doing Business». В настоящее время Колумбия занимает 59 место, Перу - 58, Чили – 55 и Мексика – 49. Для сравнения, Россия находится на 35 месте в этом рейтинге.
В странах Тихоокеанского альянса компании МСП, фактически, пытаются конкурировать с крупными производителями на их поле, выпуская товары массового спроса. Опыт ОЭСР показывает, что наибольшего эффекта малый и средний бизнес добивается в производстве наукоемкой, требующей высокой квалификации персонала продукции.
В качестве главных инструментов развития бизнес-окружения рассматривается формирование системы национальных отраслевых бизнес-кластеров. При формировании системы заранее учитываются эффекты возможной синергии развития. Также большое внимание уделяется механизмам обучения и трансфера технологий.
Развитие производственных возможностей
Одна из главных проблем региона – большой разрыв в ключевых компетенциях компаний малого бизнеса. Около 40% - современные компании, уделяющие большое внимание обучению персонала, развитию профессиональных навыков, а также «softskills» - критического мышления, командной работы, навыков решения проблем и управления изменениями, коммуникативным навыкам и умению эффективно адаптироваться в изменяющемся окружении. Остальные компании малого и среднего бизнеса региона – крайне архаичны, не используют в полной мере даже ключевые информационные и коммуникационные технологии.
Для РФ подобный опыт может быть использован при нивелировании неравенства в возможностях и навыках крупных и малых предприятий.
Программа развития малого и среднего бизнеса стран Тихоокеанского альянса выделяет несколько главных направлений развития производственных возможностей:
- Развитие малых предприятий как поставщиков крупного бизнеса;
- Инновационное развитие;
- Повышение квалификации и обучение персонала;
- Бизнес-инкубаторы.
Доступ на рынок
Для доступа малых и средних компаний на рынок критическую роль играет доступность логистической инфраструктуры: перевозка, хранение, дистрибуция, управление складскими остатками, услуги таможни, международного транспорта и др. В странах Тихоокеанского альянса стоимость транспортных расходов в структуре цены продукции малого и среднего бизнеса достигает 42%, в то время как у крупного бизнеса - не превышает 18%.
Как отметила глава Института анализа инвестиционной политики Елена Скрынник, для России с ее огромной протяженностью и недостаточным уровнем транспортной связности этот вопрос также актуален.
Для расширения доступа малых и средних предприятий на рынок предусматривается:
- Прямая поддержка экспорта: прежде всего путем предоставления МСБ информации о потребностях международного рынка, доступа к маркетинговой информации, максимального упрощения экспортных процедур;
- Выстраивание отношений между малым бизнесом и экспортно-ориентированными крупными компаниями. Включение малого бизнеса в их логистические цепочки и снижение за счет этого экспортных издержек.
- Совершенствование законодательства и тарифного регулирования, использование возможностей государства (торгпредств) и политических инструментов развития экспорта.
Опыт Тихоокеанского альянса в развитии малого и среднего бизнеса полезен, прежде всего, с точки зрения решения ключевой и для нашей страны задачи –обеспечение роста эффективности. В сочетании с механизмами цифровизации экономики он может значительно ускорить современную трансформацию отечественного МСП, подчеркнула Е.Скрынник.