Мировой рынок игристых вин
Игристое вино – один из главных символов новогодних праздников в нашей стране. Россия занимает второе место в мире по объему потребления этого продукта, уступая только Германии и существенно опережая США и Францию. Россиянин, в среднем, выпивает в год 2,2 бутылки игристого вина («шампанское»). По этому показателю мы несколько отстаем от Германии (4,7 бутылки на человека в год) и Франции (3,7 бутылки), но опережаем США (около 0,8 бутылки игристого вина на человека в год).
Игристые вина очень популярный напиток. Объемы международной торговли в 2016 году выросли в сравнении с 2012 годом на 26%. Для сравнения, торговля обычными «тихими» винами, поставляемыми в бутылках, упала на 2%.При этом доля шампанского и других игристых вин на мировом рынке сравнительно невелика – около 8%.
Крупнейшими производителями игристых вин являются Италия, доля которой в общем объеме составляет 22%, Франция (19%), Германия (15%) и Испания (12%). Россия занимает 5 место – 10%. Каждая десятая бутылка игристого вина в мире произведена в России.
По экспорту, в денежном выражении, лидирует Франция, далее следуют Италия, Испания и Германия. Россия не входит в число крупных экспортеров игристых вин – основной объем продукции потребляется внутри страны. Важно, что лидирующее положении Франции объясняется высокими ценами на ее винодельческую продукцию. Французское шампанское и другие игристые вина в среднем стоят около 12,6 евро за бутылку, игристые вина Италии – 2,8 евро, Испании –1,84 евро.
Наиболее распространенный сорт игристых вин – белый брют. Розовые вина составляют только 15% рынка, а красные – лишь 2%. Полусухое и полусладкое игристое вино, которое ранее было очень популярным, занимает лишь 14%, а экстра-брют – 5%.
Экспортные поставки игристых вин имею ярко выраженную сезонность. Максимум приходится на 4 квартал – время празднования Нового года.
Российский экспорт игристых вин составил в 2015 – 2016 годах около 3 млн. долларов США в год. Судя по результатам первых трех кварталов 2017 года, существенных изменений не ожидается. Основными покупателями российской продукции являются Латвия, Украина, Грузия, Беларусь.
Россия – один из ведущих производителей игристых вин в мире, но наш внутренний рынок открыт для экспортных поставок. Объемы закупок игристых вин показывали максимальные значения в конце 2013 года, затем существенно снизились и сейчас начинают постепенно восстанавливаться.
В мире ситуация, когда страна одновременно производит, экспортирует и импортирует значительные объемы игристых вин, является обычной практикой. Крупнейшие мировые импортеры – США, Великобритания, Япония, Германия и Австралия. При этом все эти страны, кроме Японии, также входят в десятку крупнейших экспортеров игристых вин. При этом фактор владения технологиями и производственными мощностями – определяющий. Латвия, которая практически не производит собственного винограда, занимает по объемам экспорта 7 место в мире – между США и Австралией.
Россия, имея большие объемы производства игристых вин, собственные виноградники, производственные мощности и богатые винодельческие традиции, может стать одним из крупных игроков на мировом рынке. Необходимый для этого потенциал у нас есть.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных отраслевых экспертов, FAOUN, UNComtradeDatabase и ссобственного анализа.