Коворкинги: мировой опыт
Коворкинг – быстро набирающая популярность модель организации офисного пространства. Главная идея коворкинга – в возможности арендовать на короткое время (на день или больше) рабочее место, получив доступ ко всему комплексу офисных услуг. Как дополнительные услуги коворкинги предлагают возможность закрепления определенного рабочего места, аренды переговорных и конференц-залов, кейтеринг и др.
Преимущество коворкинга – снижение и полная прозрачность расходов на содержание офиса. Такой подход особенно удобен для небольших компаний или стартапов, для которых слишком накладно содержать постоянный офис. Как показывает практика, кроме экономических факторов, в пользу коворкингов эффективно работают мотивационные факторы: рабочая атмосфера, возможность широкого развития горизонтальных связей между компаниями, активный обмен идеями и установление новых контактов. Часто коворкинги совмещают с бизнес-акселераторами, обеспечивая начинающим инвестиционным компаниям все необходимые условия для успешной работы.
Первый коворкинг в мире был открыт в 2005 году, но бум в этой отрасли начался несколько позже. На сегодняшний день более 14 тыс. офисных рабочих мест в мире находятся в коворкингах.
Источник: Statista
Бизнес-модель коворкинга оказалось очень удобна для сетевого тиражирования. Отработанные решения, единый дизайн, стандартная мебель и офисное оборудование – все это позволяет существенно снизить как инвестиции в открытие новых коворкингов, так и уменьшить стоимость рабочего места. Большим плюсом создание мировых сетей коворкингов стало для мультинациональных компаний. При переезде из страны в страну их сотрудники работают в привычном офисном пространстве, без адаптационного периода привыкания к новому рабочему месту. Особенно востребованным эта опция оказалась в связи с появлением большого числа цифровых мультинациональных компаний малого и среднего бизнеса.
Накопленный опыт и оптимизация бизнес-модели позволили существенно увеличить эффективность коворкингов как бизнеса: на сегодняшний день прибыльными являются 42%, а убыточными – 25%. Для сравнения, в 2012 году прибыльными были 39%, а убыточными – 38%.
Наиболее эффективный формат – крупные коворкинги, рассчитанные на 200 и более человек. Из их числа прибыльными являются более 80%. В малых коворкингах (менее 25 человек) прибыльны только 22% компаний.
Основные источники заработка коворкингов – аренда рабочих мест и аренда выделенных офисов.
Источник: 2018 globalcoworkingsurvey
Развитие сетей коворкингов в РФ на основное частно-государственного партнерства может стать эффективным инструментом поддержки малого бизнеса, инновационных стартапов, а также позволит благоустроить и вернуть в активный экономический оборот значительные производственные площади, создать современные рабочие места, отметила глава Института анализа инвестиционной политики, министр сельского хозяйства РФ в 2009-2012 гг. Елена Скрынник.