Корпорация развития малого бизнеса Малайзии

Малайзия - одна из наиболее богатых развивающихся стран с населением 31 млн. человек и уровнем безработицы всего около 4%. По размеру валового внутреннего продукта на душу населения ($ 9 500 в текущих ценах,по данным WorldBank) она несколько отстает от наиболее развитых экономик мира, и находится в одной группе со странами с новой индустриальной экономикой. Экономика Малайзии построена на сочетании использования 3 главных факторов:
- Агроклиматические особенности страны: Малайзия является ключевым мировым экспортером пальмового масла. Также на экспорт поставляются значительные объемы натурального каучука;
- Использование потенциала недр: Малайзия традиционно является экспортером нефти. Однако в последнее время в связи с падением эффективности нефтедобычи рассматривается возможность отказа от экспорта энергоносителей;
- Развитие промышленности и высокотехнологичных отраслей: Малайзия занимает прочные позиции на мировом рынке электронных компонентов.
Рост высокотехнологичных отраслей – один из ключевых приоритетов развития экономики.
Важно, что доля малого и среднего бизнеса составляет около 40% в ВВП Малайзии. При этом МСП показывает темпы роста выше, чем в среднем по экономике: 5,2% в год, в сравнении с 4,2% (по данным Департамента статистики Малайзии).
За развитие малого и среднего бизнеса в Малайзии отвечает центральное координационное агентство, подчиненное Министерству промышленности и торговли Малайзии. Сокращенное наименование – SMEcorp. Основные задачи агентства: разработка политики и стратегии развития малого и среднего бизнеса, координация и реализация программ развития, в том числе обеспечение межведомственного взаимодействия, сбор и анализ информации о малом и среднем бизнесе, проведение обучающих мероприятий.
SMEcorp. была создана в 1996 году. В 2000 году корпорацией был разработан первый стратегический план развития малого бизнеса в Малайзии. Второй план был подготовлен в 2010 году, и далее, в 2012 году, планирование развития малого и среднего бизнеса было интегрировано в общемалазийскую систему мастер-планов развития промышленности.
В рамках мастер-плана сформирована четкая стратегическая иерархия целей и подходов к развитию малого бизнеса Малайзии.
Кроме того, мастер-план включает 6 ключевых программ, направленных на достижение поставленных целей и задач:
- Упрощение процедур открытия нового бизнеса и лицензирования;
- Создание технологических платформ, упрощающих внедрение инноваций;
- Программа финансирования малого бизнеса, ориентированная на ранние стадии финансирования;
- Продвижение на экспорт продукции малазийского малого бизнеса;
- «Катализ» - программа, ориентированная на создание «национальных чемпионов» в малом и среднем бизнесе;
- Целевая поддержка внедрения инноваций для слабых малых предприятий.
Наряду с этим,SMEcorpпредлагает малому бизнесу на постоянной основе поддержку по таким направлениям, как разработка бренда, обучение и развитие персонала, поддержка женщин-предпринимателей, подготовка различных национальных рейтингов, отраслевая аналитика и многое другое.Также действует бизнес-акселератор.
SMEсоrp. координирует взаимодействие всех участников экосистемы развития малого бизнеса в Малайзии: маркетинговые, исследовательские, консультационные компании, профильные подразделений министерств и государственных агентств, торговых палат и бизнес-ассоциаций, обеспечивает получение обратной связи от бизнеса.
В качестве главных особенностей малазийского подхода к развитию малого бизнеса можно выделить:
- Четкая модель стратегического управления, связанная с общим планированием развития экономики. Достижение поставленных целей и задач контролируется на основе системы ключевых показателей эффективности;
- Широкий круг предоставляемых услуг компаниям малого и среднего бизнеса;
- Высокий уровень координации всех участников процесса поддержки малого и среднего бизнеса в Малайзии, осуществляемый силами SME соrp.
В России на всех уровнях власти сформирована эффективная система поддержки развития МСП, опыт Малайзииможет быть полезенпри ее оптимизации.