Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России
Фермерское агропроизводство – одно из ключевых, наиболее перспективных направлений развития сельского хозяйства России. За последние 10 лет доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции выросла до 13%. В денежном выражении достигнутые результаты еще более весомы: рост почти в 5 раз, с 157 до 719 млрд. рублей, по данным Росстат (период 2007 – 2017 гг.).
Фермерское сельское хозяйство – важный системообразующий элемент российской экономики. Наряду с экономическими, фермерство решает ряд социальных задач:
- создание рабочих мест на селе, в том числе в удаленных районах, в которых ведение крупномасштабного сельского хозяйства экономически малоэффективно;
- повышение качества жизни сельского население, снятие диспропорций в развитии, обеспечение контроля территории;
- сохранение и развитие культуры в сельских территориях;
- формирование синергетических эффектов, в том числе торговля органическими продуктами, сельский туризм, производство средств малой механизации и др.
При этомфермерское хозяйство остается высокорискованным бизнесом, успех которого обуславливается, в первую очередь, уровнем квалификации и мотивации самих фермеров. Существует ряд системных факторов, сдерживающих развитие фермерства. К ним относятся:
- земельные ограничения: многие фермерские хозяйства имеют площадь земельных участков всего в несколько гектаров, что сдерживает их возможности роста;
- доступ к кредитным ресурсам: фермеры, особенно начинающие, ограничены в средствах на первоначальный взнос, не имеют достаточной залоговой базы. Банки и лизинговые компании ориентируютсяна крупных производителей;
- доступ к каналам сбыта готовой продукции: фермеры не могут консолидировать крупные товарные партии, ограничены в доступе к современным розничным торговым сетям;
- внедрение новых технологий: работа на земле поглощает все время фермера, возможности заниматься повышением квалификации не остается, а это ведет к технологическому отставанию и потере конкурентоспособности.
Эти факторы не являются уникальными для России. В настоящее время в мировой практике активно формируется новый подход к их решению, получивший название «Фермерство как услуга» (FarmingasaService, FaaS). Особенно активно это направление развивается в Индии, где объем вложений в стартапы, предлагающие услуги в рамках концепции FaaS,за 2017 год вырос в 3 раза – до$110 млн.
Сельское хозяйство в России и Индии имеет много общих черт. Обе страны входят в число мировых лидеров по площади пахотных земель и запасам чистой воды. Урожайность зерновых в Индии несколько выше, но российское сельское хозяйство более динамично увеличивает эффективность производства.
Проблемы, стоящие перед фермерами обоих стран, во многом схожи. При этом индийские производители страдают от исчерпания потенциала плодородия почв и низкого уровня механизации труда.
Концепция «фермерство как услуга» включает в себя формирование комплексной программы обслуживания фермеров по трем ключевым направлениям:
Менеджмент:
Включает в себя комплекс услуг по ведению отношений между фермером и государственными институтами, банками и другими финансовыми институтами, крупными корпорациями (заказчиками и поставщиками), а также предоставление рыночной, агрономической и другой информации, необходимой для принятия решений. Фактически это развитие концепции «одного окна», когда фермер получает доступ ко всем необходимым юридическим, правовым, финансовым, управленческим и информационным услугам в одном месте.
Производство:
Предоставление в аренду, либо коллективное использование сельскохозяйственных машин и оборудования, персонала и прочих сервисов. Кроме того, в рамках этой концепции фермерам предлагаются для реализации стандартные, доказавшие свою эффективность, модели построения бизнеса, например, семейная животноводческая ферма.
Доступ к рынку:
Единая платформа, обеспечивающая как сбыт фермерской продукции, так и коллективные закупки по сниженным ценам посевного материала, топлива, удобрений и др.
Ключевой особенностью внедрения концепции «фермерство как услуга» является принцип «плата за использования» - фермер имеет доступ к сервису всегда, но платит только за реально полученные услуги.
Важные дополнительные возможности - реализация подхода «контрактного фермерства», когда урожай или продукция животноводческой фермы заранее контрактуется потребителями: магазинами здорового питания, отдельными потребителями и др. Кроме того, реализация на уровне государства концепции «Фермерства как услуги» позволяет активно развивать и использовать технологии «BigData» в интересах всего фермерского сообщества.
Индийский опыт показывает, что «Фермерство как услуга» позволяет эффективно решить многие проблемы фермеров, для которых не подходят традиционные инструменты поддержки. Важно, что использование этого механизма позволяет фермерам сконцентрироваться на их ключевой задаче – работе на земле, снимает с них значительную часть сопутствующих рисков и ограничений.
Стратегия развития сельского хозяйства России на период до 2035-2050 гг., разработанная под руководством главы Института аграрной политики, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, учитывает использование лучшего мирового опыта поддержки фермерства, в том числе «фермерства как услуги».
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании данных Росстат, BAIN и собственного анализа.