Европейский опыт: онлайн-инструменты для малого и среднего бизнеса
Два главных эффекта цифровизации - появление новых инструментов ведения бизнеса в онлайн и повышение их эффективности, доступности. Развитие цифровых технологий, мобильного интернета обеспечивает самый широкий охват аудитории. В странах с наибольшим мобильным цифровым охватом уже сейчас на каждого жителя приходится несколько мобильных подключений. Соотношение эффективность/стоимость для рекламы и продвижения в интернет значительно выше, чем у традиционных медиаканалов(радио, телевидение, печать).
Фактически, такие успешные страртапы, как AirB&B, Uber–это рекламные платформы, дающие возможность малому и среднему бизнесу донести информацию о своих услугах до самого широкого круга клиентов.
Современные финансовые инструменты онлайн-платежей эффективно работают именно в интересах малого бизнеса – стоимость пользования ими не высока, но они позволяют значительно упростить ведение бизнеса. Инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM–системы позволяют значительно снизить издержки ведения бизнеса, что критически важно для небольших компаний.
Опыт стран Европы интересен тем, что для них малый бизнес составляет существенную часть в валовом внутреннем продукте. Это развитый рынок с большим опытом применения малым бизнесом онлайн – инструментов.
Можно выделить 2 базовых подхода МСП:
- В Германии, Франции, Италии и дрс ориентацией малого бизнеса на реальное производство, у европейских лидеров разработки программного обеспечения и инновационных разработок (Ирландия, Швеция) онлайн – инструменты используют около 70% компаний.
- В экономиках, сосредоточенных, скорее, на финансовом сервисе и услугах,онлайн–инструменты играют для малого бизнеса более важную роль, поэтому их использует больший процент компаний. Также в этих странах значительно растет спрос на такие услуги, как онлайн-продажи и проведение платежей.
Важно отметить, что значительно большим спросом пользуются онлайн - инструменты для продвижения, информирования и общения с клиентом.
Для российской практики этот опыт позволяет выделить наиболее востребованные малым и средним бизнесом инструменты, связанные с рекламой и продвижением, демонстрацией товаров и услуг, информированием потребителей, коммуникациями с клиентами и поставщиками.