Экспорт российского хлеба: динамика роста
В 2017 году Россия укрепила свои позиции на мировом рынке пшеницы, опередив ближайшего конкурента – США - почти на 5 миллионов тонн. Кроме России и США, ведущие игроки рынка: Канада, Франция и Австралия.
Согласно оценке МНИАП, на основании предварительных данных UNComtrade, в 2017 году тенденция к снижению объемов мировой торговли пшеницей будет преодолена. Рынок вырастет с 96 до 105 млн. тонн.
Объемы мировой торговли хлебопекарной продукцией составляют, в денежном выражении, около 70% от мировой торговли зерном. Важно, что это продукция высокого передела, рост экспорта которой дает существенный синергетический эффект для всей экономики. Объем торговли продукцией мукомольной промышленности – около 20% от мирового рынка зерна.
Крупнейшим мировым экспортером хлебопекарной продукции является Германия. Ее объем экспорта в 2017 году составил $7,2 млрд. В денежном выражении это больше, чем российский экспорт пшеницы. Также значительные объемы хлебопекарной продукции экспортируются странами Европы – Италией, Голландией, Францией, а также США. Россия по экспорту хлеба и хлебопродуктов находится на 28 месте в мире.
Европейские страны в последние годы успешно наращивают экспорт продукции хлебопечения, в то время как США снизили объемы поставок на почти на 5% - с $4,2 до $4 млрд.
В настоящее время Россия поставляет хлебопекарную продукцию в основном в страны бывшего Советского Союза – Казахстан, Беларусь, Грузию, Азербайджан и др. Исключение составляют поставки в Китай и Монголию.
Ключевыми продуктами российского экспорта является хлеб и хлебобулочные изделия, а также макаронные изделия. Важно, что в мировой практике на втором месте по объемам продаж – солодовый экстракт и различные крупяные и мучные изделия (код 1901 таможенной классификации). Развитие экспорта такой продукции – перспективное направление.
Суммарный объем российского экспорта хлебной продукции в 2017 году составил $ 558 млн.
Увеличение российского экспорта хлебопекарной продукции – стратегическая задача. Потенциал рынка очень велик, существует возможность повысить объем экспорта в 8 – 10 раз. Учитывая высокую конкуренцию на рынке, важно максимально использовать опыт мировых лидеров, активно формировать и продвигать национальные бренды, поддерживать компании – экспортеры.
Русский хлеб может стать одним из национальных продовольственных брендов, а российская диаспора - важным инструментом продвижения, популяризации такого продукта. Традиционные сельскохозяйственные культуры, такие как рожь и полба, использование только органического зерна, неизменные технологии и рецепты производства – все это важные инструменты продвижения российской хлебопекарной продукции на мировой рынок.
Кроме хлебопекарной продукции, отдельно можно выделить мировой рынок мельничной продукции: мука, различные крупы, солод, глютен, инулин и др. Россия находится на 18 месте в мире по экспорту мельничной продукции. Объем экспорта - $ 228,5 млн.
Лидирует в мировом экспорте мельничной продукции Германия. Эта страна также лидирует в мировых поставках хлебопекарной продукции. Кроме того, существенные объемы поставляют Таиланд, Турция и европейские страны – Бельгия и Франция. При этом Турция – один из крупнейших покупателей российского зерна. Значительная доля турецкого производства муки опирается на поставки из России.
География российского экспорта муки в целом аналогична географии экспорта хлеба и хлебопродуктов: страны СНГ, Китай, Монголия.
В целом важнейшие результаты 2017 года для российского АПК: рост поставок за рубеж не только зерна, но и хлебопекарной и мукомольной продукции.
Материал подготовлен на основании данных UNComtrade и собственного анализа