18+
16 Апреля 2018

Экспорт российского хлеба: динамика роста

Экспорт российского хлеба: динамика роста

В 2017 году Россия укрепила свои позиции на мировом рынке пшеницы, опередив ближайшего конкурента – США - почти на 5 миллионов тонн. Кроме России и США, ведущие игроки рынка: Канада, Франция и Австралия.

Согласно оценке МНИАП, на основании предварительных данных UNComtrade, в 2017 году тенденция к снижению объемов мировой торговли пшеницей будет преодолена. Рынок вырастет с 96 до 105 млн. тонн.

Объемы мировой торговли хлебопекарной продукцией составляют, в денежном выражении, около 70% от мировой торговли зерном. Важно, что это продукция высокого передела, рост экспорта которой дает существенный синергетический эффект для всей экономики. Объем торговли продукцией мукомольной промышленности – около 20% от мирового рынка зерна.

Крупнейшим мировым экспортером хлебопекарной продукции является Германия. Ее объем экспорта в 2017 году составил $7,2 млрд. В денежном выражении это больше, чем российский экспорт пшеницы. Также значительные объемы хлебопекарной продукции экспортируются странами Европы – Италией, Голландией, Францией, а также США. Россия по экспорту хлеба и хлебопродуктов находится на 28 месте в мире.

Европейские страны в последние годы успешно наращивают экспорт продукции хлебопечения, в то время как США снизили объемы поставок на почти на 5% - с $4,2 до $4 млрд.

В настоящее время Россия поставляет хлебопекарную продукцию в основном в страны бывшего Советского Союза – Казахстан, Беларусь, Грузию, Азербайджан и др. Исключение составляют поставки в Китай и Монголию.

Ключевыми продуктами российского экспорта является хлеб и хлебобулочные изделия, а также макаронные изделия. Важно, что в мировой практике на втором месте по объемам продаж – солодовый экстракт и различные крупяные и мучные изделия (код 1901 таможенной классификации). Развитие экспорта такой продукции – перспективное направление.

Суммарный объем российского экспорта хлебной продукции в 2017 году составил $ 558 млн.

Увеличение российского экспорта хлебопекарной продукции – стратегическая задача. Потенциал рынка очень велик, существует возможность повысить объем экспорта в 8 – 10 раз. Учитывая высокую конкуренцию на рынке, важно максимально использовать опыт мировых лидеров, активно формировать и продвигать национальные бренды, поддерживать компании – экспортеры.

Русский хлеб может стать одним из национальных продовольственных брендов, а российская диаспора - важным инструментом продвижения, популяризации такого продукта. Традиционные сельскохозяйственные культуры, такие как рожь и полба, использование только органического зерна, неизменные технологии и рецепты производства – все это важные инструменты продвижения российской хлебопекарной продукции на мировой рынок.

Кроме хлебопекарной продукции, отдельно можно выделить мировой рынок мельничной продукции: мука, различные крупы, солод, глютен, инулин и др. Россия находится на 18 месте в мире по экспорту мельничной продукции. Объем экспорта - $ 228,5 млн.

Лидирует в мировом экспорте мельничной продукции Германия. Эта страна также лидирует в мировых поставках хлебопекарной продукции. Кроме того, существенные объемы поставляют Таиланд, Турция и европейские страны – Бельгия и Франция. При этом Турция – один из крупнейших покупателей российского зерна. Значительная доля турецкого производства муки опирается на поставки из России.

География российского экспорта муки в целом аналогична географии экспорта хлеба и хлебопродуктов: страны СНГ, Китай, Монголия.

В целом важнейшие результаты 2017 года для российского АПК: рост поставок за рубеж не только зерна, но и хлебопекарной и мукомольной продукции.

Материал подготовлен на основании данных UNComtrade  и собственного анализа

Российский рынок
Россия: тренды экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью Россия и глобализация Тренды квантовых вычислений Франшизы для малого бизнеса Экспортные рынки для России Новые возможности для малого бизнеса в России Малый и средний бизнес в России Рынок IT-услуг в России Наука в мире и России Новогодние тренды Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК
Презентация (pdf)
Скачать (pdf)
Другие документы