Экосистемы стартапов - опыт Бразилии
Бразилия является ведущей экономикой Латинской Америки и по праву занимает свое место в числе стран БРИКС. Экономика страны хорошо диверсифицирована – от сельскохозяйственной продукции до сложных, высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировом рынке изделий, таких как среднемагистральные авиалайнеры и бизнес-джеты, выпускаемые концерном Embraer.
Стагнация мировых рынков во второй половине 2010-х годов, отставание в развитие инфраструктуры, проблемы на уровне государственного управления привели к существенному снижению темпов роста экономики Бразилии. В этой ситуации хорошо развитый малый бизнес (2/3 рабочих мест) стал одним из локомотивов развития экономики, важным инструментом снижения социального напряжения, фактором роста благосостояния населения.
Важно, что экономики России и Бразилии имеют много схожих черт:
• Близкая численность населения и достаточно емкий внутренний рынок;
• Значительная концентрация экономики, населения, образовательных центров в ведущих городских агломерациях: в случае Бразилии это Сан-Паулу с населением 15 млн. человек и 18% ВВП страны. В этом городе сосредоточены более 60% начальных инвестиций в бизнес;
• Высокая стоимость кредитных средств;
• Запрос населения на качественный рост уровня социальной инфраструктуры: здравоохранения, коммунального хозяйства и др.
• Значимый языковой барьер: большинство населения Бразилии говорит на португальском, в то время как наиболее распространенный язык Латинской Америки – испанский. Это существенно снижает потенциал привлечения кадров из других стран и экспортные возможности малого бизнеса. Для России проблема языкового барьера также является существенной.
Особенность Бразилии – развитый малый бизнес, участвующий во многих отраслях экономики, большая и развитая экосистема способная привлекать инвестиции, поддерживать развитие, защищать интересы начинающих предпринимателей.
Особенности экосистемы развития малого бизнеса в Бразилии
Впечатляющий успех 2019 года это появление в экономике Бразилии 5 новых «единорогов» - компаний стартапов, достигших капитализации более $1 млрд. В мировом Рейтинге Бразилия разделила 3-4 место с Германией – лидирующей экономикой Европы, пропустив вперед только США и Китай. В 2020 году в экономики Бразилии уже появился еще один «единорог».
Эти компании:
• Gympass – агрегатор фитнесс-услуг;
• Loggi – логистическая платформа;
• EBANX – платежный сервис;
• QuintoAndar – аренда жилой недвижимости;
• Wildlife – мобильные игры;
• Loft (2020) – купля, продажа, восстановление объектов недвижимости.
Емкий рынок Сан-Паулу, высокая концентрация учебных заведений, обеспечивающих доступность квалифицированных кадров с современным уровнем образования создали благоприятные первоначальные условия для развития экосистемы стартапов. Дальнейшим ее развитием, и одним из факторов, определяющих успех Бразилии в развитии малого бизнеса, стало формирование широкой сети бизнес-акселераторов, до 90% которых являются корпоративными – созданными на базе крупных компаний. Важно, что многие акселераторы являются специализированными, что повышает эффективность их работы и говорит о зрелости экосистемы.
Другая особенность Сан-Пауло - это большая роль объединений предпринимателей, способных эффективно координировать деятельность, защищать совместные интересы малого бизнеса. Важно также отметить, что многие из новых стартапов направлены на решение актуальных проблем – таких как низкая доступность и качество медицинского обслуживания, нехватка социальных сервисов и др. Интересный пример использования современных технологий – программа «мобильный полицейский» направленная на повышение технического оснащения и качества работы городской полиции и, одновременно, улучшение общественного контроля за работой полиции, укрепление доверия к полицейским.
В целом, опыт создания и развития экосистемы стартапов Сан-Паулу показывает, что малый и средний бизнес, в условиях комплексной государственной поддержки и при сотрудничестве с крупными компаниями может стать эффективным инструментом роста качества и уровня жизни.