Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес – один из ключевых участников в мировой экономике. Особенно велик его вклад в ВВП Китая и стран ЕС – до 60%.
Соединенные Штаты за последние 2 десятилетия снизили долю малого бизнеса в экономике с 50% до 45%. Важно, что модель с высокой долей малого бизнеса не является безальтернативной. Так, например, вклад малого и среднего бизнеса в экономику Канады составляет 30%. Бразилия – страна с быстрорастущей экономикой, активно осваивающей новые сложные отрасли: тяжелое машиностроение, самолетостроение и др. При этом официальный вклад малого бизнеса в бразильскую экономику составляет около 20% - меньше, чем в России
Модель развития малого и среднего бизнеса определяется общей структурой и тенденциями развития экономики страны.
- Восстановительный рост характерен в начале 21 века для экономик России и Бразилии. Формирование, практически заново, целых крупных отраслей, создание новых механизмов роста привело к доминированию крупного бизнеса. Механизмы регулирования и государственной поддержки настроены, прежде всего, под его потребности и в меньшей степени соответствуют потребностям малого бизнеса;
- Малый и средний бизнес как ключевой работодатель – это общая практика для развитых и развивающихся экономик. В странах, входящих в состав OECD (ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития, включает 30 наиболее экономически развитых стран по всему миру), малый и средний бизнес обеспечивают до 70% всех рабочих мест, в развивающихся странах – до 60%. Особенно велика доля малого и среднего бизнеса в странах с экономикой услуг: Греция, Италия, Австрия, Турция. В этих странах более 40% рабочих мест создают предприятия с общим числом работ работающих менее 10 человек. Для сравнения, минимальный вклад таких предприятий в общее число рабочих мест характерен для Великобритании и Германии – около 20%. При этом в России доля микропредприятий в общем числе рабочих мест составляет около 1%.
- Малый и средний бизнес за счет своей гибкости является лучшим инструментом для внедрения инноваций. Согласно данным статистики,в мире насчитывается 279 компаний-стартапов, достигших капитализации более 1 млрд. долларов США. Это ощутимый показатель эффективности малого бизнеса, стартапов как инструмента инновационного развития экономики.
- Развитие малого бизнеса в России в ближайшей и среднесрочной перспективе должно стать одним из ведущих драйверов экономики, важнейшим инструментом социального развития, роста благосостояния населения, повышения уровня доверия в отношениях общества и государства.
Как отметила Елена Скрынник, экс-министр сельского хозяйства, развитие новых цифровых технологий: (BigData), блокчейн, технологии искусственного интеллекта создают принципиально новые возможности для построения гибких и эффективных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса.
Можно выделить ряд ключевых направлений, на которых использование этих технологий может дать наибольший эффект:
- Упрощение административных процедур для запуска нового бизнеса, минимизация рисков;
- Оптимизация регулирования малого и среднего бизнеса;
- Управление развитием малого и среднего бизнеса: фокусирование на целевых, наиболее перспективных и важных для государства направлениях, привлечение финансирования, обеспечение эффективной обратной связи от предпринимателей к государству и инвесторам.
В части упрощения административных процедур, использование технологий защищенной передачи данных и смарт-контрактов позволит формировать «цифровую копию» всех правоустанавливающих документов предприятия, позволяющую вести обмен документами, вносить необходимые изменения через сеть интернет, без необходимости тратить время на личное посещение регулирующих органов. Кроме того, постоянный контроль за такими действиями и ведение непрерывной истории изменений снижает риски неправомерных действий, а также позволяет ввести практику «постоянных улучшений», осуществлять мониторинг реальной эффективности работы государственных органов.
Важным дополнением будет формирование для предприятий вновь открываемого малого бизнеса модульного пакета документов, включающего все необходимые должностные инструкции, регламенты, содержание инструктажей и пр., а также «дорожную карту» по внедрению этого документа с возможностью интернет-доставки его в регуляторные органы и вывешивание автоматических сигналов о необходимости актуализации.
Оптимизация регулированияодним из главных факторов, тормозящих развитие малого бизнеса, эксперты называют излишнее регулирование. Так, например, отсутствие прибыли в первом квартале деятельности у вновь созданной компаниималого бизнеса может стать основанием для блокирования счета и проведения камеральной проверки со стороны налоговой инспекции. Активное использование цифровизации – важный инструмент для уменьшениянеоправданного регулирования.
Здесь можно предложить краткую «дорожную карту» оптимизации с привлечением передовых цифровых технологий:
- База данных:с использованием технологии BigData формируется пополняемая в реальном масштабе времени общедоступная база данных об основных показателях деятельности малого бизнеса, всех решениях регуляторных органов о проведенных проверках, блокировании счетов, наложении штрафов и др, принятых регулирующими органами на основании этих показателей, либо других данных.
- Мониторинг:с использованием технологий нейронных сетей внедряется постоянный машинный мониторинг регуляторной активности в отношении малого бизнеса. В случае выявления ситуаций принятия сомнительных решений выдается информация для принятия соответствующих мер реагирования;
- Принятие решений:по мере отработки технологии принятие решений о проведении проверок на основании стандартной отчетности передается нейронной сети. Это позволит принципиально снизить к коррупционные риски сферы регуляции малого бизнеса.
Технологии BigDataмогут быт эффективно использованы для повышения эффективности самой системы регулирования. Для этого потребуется инвентаризация действующих нормативных актов, их систематизация, включение в электронный реестр, а также сбор и обработка в реальном времени данных по правоприменительной практике. Ведение такого реестра позволит выделить неэффективные и малоприменимые нормы регуляции, а также набрать массив данных для введения в перспективе механизмов доказательного регулирования (когда необходимость введения нормы прямо подтверждается экономическим эффектом). На практике, подобные действия уже осуществлялись рядом стран (Хорватия, Вьетнам) с использованием предыдущего поколения цифровых технологий.
Управление развитием: это прежде всего целенаправленная государственная политика по привлечению предпринимателей и инвесторов в наиболее актуальные для государственного развития, перспективные отрасли. Современные ITтехнологии в этой области могут обеспечить решение широкого спектра задач:
- Формирование на основе технологии смарт-контрактов системы государственных грантов для компаний малого и среднего бизнеса, работающих в приоритетных отраслях;
- Создание системы автоматического скоринга компаний для получения доступа к системе государственных грантов. В более широком плане такая система может стать основой единой поддерживаемой государством системы развития малого и среднего бизнеса. Как пример, созданный по инициативе президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Фонд развития интернет-инициатив.
- Упрощение привлечения инвестиций: как за счет координаций усилий различных государственных и частных инвесторов, так и за счет значительного упрощения публичного размещения акций компаний малого и среднего бизнеса. Фактически это формирование цивилизованного, эффективного и защищенного механизма для ICO и краудинвестиций.
- Использование технологий BigData, машинного обучения и интеллекта для повышения эффективности обратной связи от бизнеса. Внедрение этих технологий в широком масштабе позволит получать неискаженную и актуальную картину проблем и потребностей малого бизнеса России.
Новый этап развития цифровых технологий создает целый пласт возможностей для эффективного управления развитием малого и среднего бизнеса, а в стратегической перспективе – ускоренного развития экономики России в целом.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании собственного анализа и данных партнеров