Автономные и полуавтономные грузовики: тренды рынка
Грузовой автомобильный транспорт остается одним из ключевых инструментов глобальной логистики. Использование современных цифровых технологий дает возможность существенно увеличить его эффективность.
Оснащение магистральных грузовиков системами датчиков, отлеживающих положение в пространстве (лидары, ультразвуковые системы, миллиметровые радары и техническое зрение) стало основой для внедрения технологий удержания транспортного средства в полосе и предотвращения столкновений. Также распространения получили системы автоматического движения в составе колонны.
Подобные технологии активно внедряются уже достаточно давно и на практике подтвердили свою высокую коммерческую эффективность: снижается количество аварий, уменьшается эксплуатационный износ. Кроме того, на полуавтономных грузовиках создаются более комфортные условия для работы водителей.
Сегмент полуавтономных грузовиков растет опережающими темпами, прогнозируемый среднегодовой темп роста для него составляет 28%, тогда как для полностью автономного грузового транспорта ожидается рост только на 22% в год. Но, в долгосрочной перспективе, дальнейший прогресс цифровых технологий может сделать сегмент полностью автономного грузового транспорта более привлекательным.
Можно выделить два главных долгосрочных фактора, способствующих росту рынка. В первую очередь это ограниченность кадрового ресурса. Создавая более комфортные условия труда системы автономного и полуавтономного вождения помогают решению этой проблемы.
Второй фактор - это глобальный переход к устойчивым технологиям, отказ от использования двигателей внутреннего сгорания и развитие электротранспорта. Возможности систем автономного вождения максимально эффективно проявляют себя при использовании на электроавтомобилях. Все разрабатываемые сейчас магистральные грузовики с электрическим приводом учитывают использование систем автономного управления.
Важно учитывать, что лидерами рынка полуавтономных грузовиков сейчас являются классические автомобилестроительные компании, которые дополняют свою продукцию новым функционалом. Разработки полностью автономных грузовиков ведут новые игроки, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии.