Структура мирового продовольственного рынка
Крупнейший сегмент мирового рынка продовольствия – продукция с высокой добавленной стоимостью, полученная путем переработки сельхозсырья. В структуре российского экспорта этот сегмент – на 4 месте после зерновых, рыбы и растительных масел. Наличие емкого мирового рынка позволяет нашей стране значительно увеличить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Объем российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2015 году составил более $16,2 млрд. Объем мирового рынка в 2015 году оценивается в 1 430 млрд. долларов США.
Крупнейшим сегментом на мировом рынке является продукция переработки сельскохозяйственного сырья, как готовая к употреблению, так и являющаяся сырьем для дальнейшей переработки. В этот сегмент включены:
Продукция мельничной промышленности: мука, крахмал, солод, глютен и другая продукция глубокой переработки зерна;
Готовая продукция из мяса, рыбы и водных беспозвоночных: консервы, колбасы и пр.;
Выпечка и макаронные изделия;
Консервированные и замороженные фрукты и овощи;
Прочие продукты, включая растворимый чай и кофе, мороженое, соусы и др.;
Продукция переработки яиц, а также яйца в скорлупе;
Мед.
В структуре этого сегмента практически равные доли занимают выпечка и макаронные изделия ($63 млрд.) Прочие готовые продукты ($63 млрд.) и продукция переработки овощей и фруктов($56 млрд.).Продукция зернопереработки, включая муку, крахмал и другие продукты занимает сравнительно небольшую долю в сегменте: не более 7% или $18,5 млрд. Мировые объемы торговли яйцами и медом очень невелики в сравнении со всем объемом рынка: соответственно $5,7 и $2,3 млрд. Основными поставщиками продукции с высокой добавленной стоимостью являются промышленно развитые страны. В каждом из ключевых направлений сегмента (выпечка и макаронные изделия, продукция переработки овощей и фруктов, прочие готовые продукты) суммарная доля основных стран-производителей (США, Германия, Голландия, Италия, Китай) составляет 35%-40%.
Поэтому развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и их продвижение на мировой рынок – важная составляющая экспортной продовольственной доктрины Российской Федерации. Второй по емкости сегмент мирового рынка – мясная продукция. Ведущие экспортеры мяса – США, Бразилия и Австралия (суммарно занимают 1/3 мирового рынка).
Главными импортерами являются Япония, Китай, и также США. При этом Соединенные Штаты – нетто-экспортермяса, объемы зарубежных поставок которого на $5 млрд. превышает уровень импорта. Еще один крупный сегментрынка сельхозсырья и продовольствия - фрукты и орехи.
Ведущими поставщиками в этом сегменте являются США (13% мирового рынка), а также Испания (9%) и Чили (5%). Ключевые покупатели – США (14%), Германия (9%) и Великобритания (5%). В отличие от мяса, США – нетто-импортер фруктов и орехов. Четвертый по величине сегмент мировой торговли – зерновые. Ведущим поставщиком зерновых на мировой рынок в денежном выражении являются США (19% рынка). Также в тройку лидеров входят Франция (8%) и Канада (7%).
Основные импортеры -Китай, Япония и Египет, соответственно 9%, 5% и 4% от объемов мирового импорта в денежном выражении. Доля ведущих производителей продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме мировой торговли, 2015 ТОП-5 крупнейших сегментов мирового рынка замыкают напитки (включая минеральную воду, пиво, вино и крепкие спиртные напитки).
В целом крупнейшими экспортерами продовольствия в мире являются США,Бразилия (чай, кофе, пряности, сахар и сахарные продукты), Индонезия (растительные масла), Германия (молочные продукты), Китай (рыба, овощи, мед). Ведущими покупателями- США, Китай, Германия, Япония и Великобритания. Так, например, в сегментах зерновых, масличных и кормов ведущий покупатель - Китай. Япония – мировой лидер по закупкам готовых мясных и рыбных продуктов. США лидируют по объемам закупок мяса, рыбы, овощей и фруктов и др. Рынки продовольствия США, Китая, Германии, Японии и Великобритании – наиболее емкие в мире.
Объем российского сельскохозяйственного экспорта в 2015 году составил $16,2 млрд. Ключевые экспортные продукты России - зерно, рыба, растительные масла и жиры. Также большая статья экспорта – продукция переработки сельскохозяйственного сырья.
Из числа продуктов с высокой добавленной стоимостью Россия экспортирует значительное количество выпечки и макаронных изделий. В этом сегменте основной покупатель российской продукции – страны СНГ.
На сегодняшний день главные особенности мирового рынка продовольствия – это ведущая роль продукции с высокой добавленной стоимостью (продукции переработки сельскохозяйственного сырья), основными поставщиками которой являются США и ЕС.
Точками роста российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наряду с зарубежными поставками зерновых и животноводческой продукции, являются:
Продукты с высокой добавленной стоимостью;
Экологически чистые, натуральные,продукты питания. Важным условием выхода на эти рынки должна стать активизация усилий государства и бизнеса с целью гармонизации стандартов и преодоления торговых барьеров.
Локальные агрокультуры (мед, ягоды и многое другое).
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).