Россия на мировом рынке хлеба
В среднесрочной перспективе объем поставок на мировой рынок российских хлебобулочных изделий может вырасти в 8-10 раз и превзойти по объемам выручки экспорт пшеницы.
Российская пшеница прочно занимает ведущую позицию на мировом рынке. В 2015 году объем мировой торговли пшеницей составил 40 млрд. долларов США в стоимостном выражении, из них 10% - доля России.
Ключевыми сегментами рынка продукции зернопереработки с высокой добавленной стоимостью являются:
· Продукция мукомольной промышленности, включая муку, крахмал, солод, инулин и др. В 2015 году объем этого сегмента мирового рынка составил $18 млрд, из которых непосредственно на муку приходится
$5 млрд.
Готовые изделия из зерна, муки и крахмала. Этот сегмент включает смеси и тесто для выпечки, макаронные изделия, хлопья и мюсли а также хлеб и другие хлебобулочные изделия. Важно отметить, что емкость этого сегмента рынка составляет 55 млрд. долларов США, на треть больше, чем у рынка пшеницы – главного на сегодняшний день экспортного рынка нашей страны. При этом объем мировой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями составляет $30 млрд. – почти вдвое больше, чем весь рынок продукции мукомольной промышленности.
Таким образом, мировой рынок хлеба и других готовых изделий из зерна может стать ключевым направлением в развитии российского экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью.
При этом следует особо отметить, что мука стоитпочти в 2 раза дороже зерна ($324/т), цена хлеба, экспортируемого из России в 2015 году, составила $1 630 за тонну. Причем этот уровень цен – далеко не предел. Среднемировая цена за тонну экспортируемых хлебобулочных изделий составляет около$2 800за тонну. Самая дорогая хлебная продукция поставляется из Японии и Швейцарии – по цене более $9000 за тонну. На сегодняшний день наша страна поставляет на мировой рынок продукции мельничной промышленности на $262 млн (из них муки – на $86 млн.) и вдвое больше готовых изделий из зерна, муки и крахмала (на общую сумму $510 миллионов). Из них хлебобулочные изделия составляют $306 млн. Подавляющий объем поставок российских изделий из зерна, муки и крахмала приходится на рынок стран СНГ (90% продаж). Часть продукции закупают Китай, США, Германия, Бразилия, Вьетнам и др.
В целом на мировом рынке хлеба и хлебобулочных изделий ведущие позиции занимают наиболее развитые страны Европы – Германия, Бельгия, Италия, Франция, а также Канада и США. При этом Соединенные Штаты, занимающие по объемам экспорта хлебобулочных изделий 3 место в мире с объемом поставок в $2 млрд., являются также крупнейшим импортером хлеба (мировой лидер с общим объемом импорта более $ 4 млрд.
Кроме хлеба и хлебобулочных изделий, крупным сегментом рынка являются макаронные изделия - более $8,2 млрд. Ведущий поставщик макаронных изделий, значительно опережающий ближайших конкурентов, это Италия с объемом экспорта более $2,6 млрд. В числе основных поставщиков - Китай, Турция и Таиланд. Основные объемы импорта макарон, как и в случае с хлебобулочной продукции, приходятся на страны с наиболее развитой экономикой и высоким уровнем жизни – США, Канаду, Японию, страны ЕС. Россия в 2015 году поставила на экспорт макаронных изделий на $ 106 млн. в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и т.д.
В среднесрочной перспективе Россия может рассчитывать войти в число мировых лидеров по объемам поставок хлеба и другой продукции из зерновых. Экспортная Доктрина, разработанная Международным независимым институтом аграрной политики, рассматривает экспорт сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего, хлеба и хлебобулочных изделий как одно из главных перспективных направлений развития российского агропромышленного комплекса.