Объем экспорта российского меда может вырасти до 10 000 тонн в год
Российские пчеловоды готовы к выходу на мировые рынки. Наличие естественных конкурентных преимуществ дает России хорошую возможность занять достойное место на растущем рынке, объем которого в перспективе 2-3 лет может вырасти до 3 млрд. долларов США.
По состоянию на 2015 год объем российского экспорта меда составил
3 556 тонн. В 2016 году, по данным ФТС, наша страна, как минимум, сохранит достигнутые позиции. При этом потенциал развития экспорта очень велик - согласно справке, подготовленной Союзом Пчеловодов и пчеловодных организаций, по состоянию на июнь этого года, Россия по производству меда на душу населения во много раз опережает таких крупных производителей меда, как Китай, Бразилия, Индия и др...
Вопрос о государственной поддержке экспорта меда был задан Президенту Российской Федерации Владимиру Путину на пленарном заседании «Форума Действий. Регионы», проходившем в Йошкар-Оле . В своем ответе Президент указал на сложности, которые могут быть связаны с вопросами сертификации продукции при выходе на внешние рынки.Тем не менее, по его словам, работать можно. Соответствующим структурам даны поручения разработать единые стандарты и технические регламенты по российскому меду. На сегодняшний день объем мирового рынка меда составляет 2,3 млрд долларов США или 650 тысяч тонн в год. На протяжении последних 5 лет рынок растет на 7-9% в годи в 2-3 – летней перспективе объем рынка может увеличиться до 3 млрд. долларов США. Главный тренд, отвечающий за формирование роста мирового рынка меда, – это переход к здоровому питанию. При этом мед замещает в рационе сахар и кондитерские изделия. Как следствие – основными импортерами меда в мире являются наиболее экономически благополучные страны: США, ЕС, Япония, ряд стран Ближнего Востока и др.
Таким образом, преодоление рыночных барьеров, мешающих доступу российского меда на рынки развитых стран, – ключевая задача. Занять достойное место на растущем мировом рынке объемом 2,3-3 млрд USD является достаточным стимулом для концентрации усилий государства и бизнеса для решения этой задачи.
В отличие от стабильной структуры рынка импорта меда, рынок медового экспорта в последние годы активно развивается, и меняет свою структуру. Китай вышел на первое место в мировом экспорте меда в 2012 году, потеснив прежнего лидера – Аргентину. Но потенциал роста производства меда в Китае серьезно подорван широким применением пестицидов и других ядохимикатов в сельском хозяйстве, что ведет к массовой гибели пчел.
Структура мирового импорта меда в 2015 году прямо противоречит восприятию потребителем меда как здорового продукта. Кроме того, эксперты отрасли говорят о постоянном росте объемов поставок из Китая фальсифицированного меда. Сейчас китайский мед торгуется в самом нижнем ценовом сегменте.
Противоположный пример – успех Новой Зеландии, объемы поставок меда из которой росли последние 5 лет в среднем на 24% ежегодно. Новая Зеландия сумела капитализировать свое уникальное географическое положение и природные особенности создав бренд самого дорого меда в мире –Манука. Это мед, собираемый с цветов новозеландского дерева Манука (чайное дерева). Была проведена масштабная компания по продвижению новозеландского меда. Ряд крупных научных институтов подтвердил антибактериальные свойства меда, более того была зарегистрирована специальная торговая марка UMF® - UnicalManuka Factor – дляобозначениясодержащегося в новозеландскоммедевещества, обладающегоантибактериальнойактивностью. Созданасистемасертификациимеда и замеровсодержкния UMF®в каждой партии. Результат оправдал потраченные усилия – новозеландский мед стоит в 3-5 раз дороже, чем в среднем по рынку, а страна стала No2 среди ведущих экспортеров меда.
Использованная Новой Зеландией стратегия продвижения своей продукции на рынок как уникального здорового продукта полностью соответствует ключевому мировому тренду, когда мед заменяет в рационе малополезные продукты на основе сахара.
Уникальные климатические условия России, наличие огромных массивов нетронутой природы – все это создает отличные предпосылки для вывода на мировой рынок российского бренда идеально чистого и лечебного меда.Такой бренд может быть создан на основе самых известных региональных марок – Алтайского и Башкирского меда. На «Форуме Действий» в Йошкар-Оле Президент России Владимир Путин отметил, что главное, чтобы в меде не было ни сахара, ни красителей, ни химических добавок, чтобы люди знали, что покупают.
Объем продаж российского меда на мировом рынке в течение ближайших 3-5 лет может вырасти до с 3 500 до 10 000 тонн.
Для реализации этих планов и стимулирования российскогоэкспорта медапотребуется:
совершенствованиенормативно-правовой базы отрасли, в том
числе создание системы сертификации, контроля качества и
географического происхождения меда;
снятие торговых барьеров, сдерживающих развитие экспорта;
разработка и проведение комплексной программы продвижения
российского меда на мировой рынок в том числе с при
Анализ подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database), информации Росстат и материалов отраслевых экспертов.