К 2020 году объем мирового рынка халяльных продуктов увеличится до 1,7 трлн. долларов
Обзор мирового рынка
На данный момент численность мусульманского населения Земли составляет 1,7 млрд. чел (» 24% населения), а к 2030 году ожидается рост до $2,2 млрд. (>26% населения). При этом на халяльную продукцию приходится существенно меньшая доля рынка – многие мусульмане зачастую не могут найти или позволить себе халяльную продукцию на прилавках магазинов.
В то же время потребление продовольствия (особенно мяса) растет в мусульманских странах значительно быстрее среднемировых значений. Например, только ежегодный объем потребления мяса птицы в мусульманских странах превышает 6 млн т, т.е. » 15% от всего объема мирового производства, а потребление мяса за 2009-2014 гг выросло в ОАЭ – 33%, Египте – 28%, Марокко – 19%, Пакистане – 54%, Индонезии – 16%, Малайзии – 15%. При этом в перечисленных странах почти нет мяса, не произведенного по стандартам «Халяль». В то время как среднемировой рост потребления мяса составил 13% , а в ЕС, например, оно вообще не выросло.
Также все больший интерес халяльныепродукты питания вызывают у потребителей других конфессий, которые ассоциируют «Халяль» с экологически чистой и прошедшей проверку на соответствие строгим стандартам продукцией.
Объем мирового рынка халяльных продуктов питания в 2014 г. составил $ 1,1 трлн. Он уже сейчас превосходит продовольственный рынок любой отдельно взятой страны. При этом до 2020 г. прогнозируется рост рынка на 50% до $1,7 трлн., а к 2030 г. уже до $ 2,6 млрд.
Крупнейшие региональные рынки халяльного продовольствия:
Китай, Южная и Юго-Восточная Азия – $410 млрд.
MENA (без стран Персидского залива) – $240 млрд.
Центральная Азия - $140 млрд.
Африка (к югу от Сахары) – $120 млрд.
Gulf Cooperation Council – $85 млрд. Крупнейшими экспортерами халяльной продукции на глобальный рынок являются ведущие мировые поставщики продовольствия, прежде всего, мяса – США, Бразилия, Австралия, Германия.При этом непосредственно мусульманские страны являются крупными импортерами продовольствия, особенно мяса:
Сертификация
В то же время важной проблемой, мешающей рынку развиваться быстрее, является отсутствие единых мировых стандартов продовольствия –фактически в каждой мусульманской стране есть своя сертифицирующая организация. На данный момент по всему миру работает более 120 органов сертификации «халяль», включая гос. департаменты в ключевых странах, таких как Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Причем, стандарты сертификации различаются, что ведет к дополнительным издержкам и снижает возможности осуществления международной торговли. (Страны АСЕАН уже ведут работу по унификации своих стандартов для того, чтобы нивелировать негативные эффекты).
Еще одной проблемой которую предстоит решить мировому сообществу является несоответствие стандартов халяль продовольственным стандартам отдельных стран, например ЕС.
Что такое ХАЛЯЛЬНОЕ продовольствие?
Халяль («разрешено» с арабского) для мусульман означает чистоту во всем. Поэтому и употребляемая пища должна быть «чистая», т.е. соответствовать строгим стандартам. Помимо требований, налагаемых на работников (их вероисповедания, обязательных молитв и т.д.) они включают и вполне конкретные ограничения, накладываемые на пищу: Напрямую запрещено употреблять в пищу:
свинину, мясо хищных / плотоядных птиц и животных, мясо животных, которые погибли от удушения или травмы, кровь животных, а также продуктов их переработки;
алкоголь, наркотические вещества и соответственно пищу с их содержанием;
под запретом также отдельные химические компоненты, которые могут использоваться при откорме животных или выращивания растений: протеиновые комбикорма животного происхождения и антибиотики, пестициды, генетически модифицированные организмы, синтетические консерванты и пищевые добавки, отдельные красители (единого стандарта нет).