Индонезия в ближайшие три года может стать крупнейшим в мире импортером пшеницы
За последние 5 лет мировыми лидерами по темпам роста объемов импорта пшеницы стали Таиланд (20%), Иран (16%) и Китай(16%). Если средние темпы роста импорта, достигнутые Индонезией – 8% в год - сохранятся, то через 3 года эта страна станет крупнейшим в мире покупателем пшеницы. Пшеница на сегодняшний день является ключевым экспортным товаром для российского сельского хозяйства.
За последний год наша страна смогла укрепить свои позиции на мировом рынке. Значительные объемы российского зерна впервые начали поступать в такие страны, как Алжир, Бангладеш, Морокко.
Для того, чтобы обеспечить надежным сбытом растущее российское производство пшеницы, отечественному АПК необходимо сконцентрировать усилия на самых перспективных направлениях. К ним можно отнести:
Страны, демонстрирующие за последние 5 лет самые высокие темпы роста объемов импорта пшеницы в натуральных показателях (объемы импорта в деньгах не отражают реальной ситуации из-за значительного падения мировых цен на пшеницу);
Мировые лидеры по объемам закупаемой пшеницы (как всей, так и наиболее широко представленных в российском экспорте мягких сортов);
Страны с оптимальным соотношением цена/качество, характерное для российской пшеницы мягких сортов, может стать решающим конкурентным преимуществом.
В целом, исходя из глобальных прогнозов тенденций развития мировой экономики, оценка ситуации с импортом пшеницы по странам будет формироваться с учетом стабильных трендов. Среди ведущих мировых импортеров пшеницы наиболее высокие темпы роста за последние 5 лет показывает Индонезия. Если такая ситуация сохранится, то уже через 3 года эта страна станет крупнейшим мировым импортером пшеницы, потеснив с первого места Египет.
Для России расширение партнерства с Индонезией особенно перспективнов целом с точки зрения усиления присутствия на азиатском рынке. Также из стран первой десятки очень высокие темпы роста показывают Голландия и Таиланд.
В трехлетней перспективе рост импорта пшеницы Таиландом может поднять эту страну на 4 позицию в мировом рейтинге стран-импортеров пшеницы.
Из стран второй – третьей десятки рейтинга значительный интерес представляют Иран, Йемен и Мексика, для которых характерны высокие темпы роста. Несколько особняком в этом списке стоит Мексика, традиционно закупающая основные объемы зерна в США и Канаде. Доля российского зерна на рынке Мексики – около 3%. Китай и Тунис также активно наращивали импорт зерна. Среднегодовая цена за тонну закупаемой продукции – показатель, который позволяет усреднить краткосрочные колебания цен и определить, влияние цены, как фактора обеспечения конкурентоспособ- ности на локальном рынке. Для анализа использованы усредненные цены для мягкой пшеницы - основного сорта, экспортируемого Россией. Цена пшеницы для конечного покупателя сильно зависит также и от длины плеча поставки: для стран Юго-Восточной Азии она максимальна и составляет 8-10 тыс. километров.
Тем не менее разброс цен достаточно велик, а возможность предложить зерно по ценам ниже среднерыночных – показывает себя как важное конкурентное преимущество, особенно при поставках в небогатые страны – такие как, например, Бангладеш. Разумное использование этого конкурентного преимущества может значительно упростить для России расширение продаж на перспективных рынках. По сумме факторовнаиболее привлекательными направлениями развития российского экспорта пшеницы являются: Индонезия (доля России на рынке этой страны составляет 3%, доминирующее положение занимают Австралия и Канада, совместно контролирующие более 80% рынка), Таиланд ,Бангладеш, Йемен и Мексика (в этих странах пока доля поставок из России сравнительно невелика).
Активно развивается сотрудничество России с Ираном - страной, которая делит с Китаем 2-3 место в мире по средним темпам роста импорта пшеницы. Доля России на рынке пшеницы Ирана составляет около 50%. На сегодняшний день Россия – лидер мирового рынка пшеницы, но сохранить это положение и продолжить рост наша страна сможет только, четко понимая стратегию развития экспорта, используя все наши конкурентные преимущества и активно выходя на новые рынки.
Анализ подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании первичных данныхОрганизации экономического сотрудничества и развития (OECD) ибазы данных по международной торговле ООН (UNComtradeDatabase).