18+
24 Октября 2016

Экспорт рафинированного подсолнечного масла: $800 млн. к 2020 году

Россия является одним из мировых лидеров на рынке подсолнечного масла (экспорт около 2 млн. т в сезон 2014/2015). При этом наша страна имеет хорошие возможности для наращивания экспорта на мировой рынок объемом в $9 млрд.

На сегодняшний день Россия обеспечивает свои лидирующие позиции преимущественно сырьевой составляющей – 86% экспорта составляет нерафинированное масло, поставляемое наливом. В то время как конечным продуктом на этом рынке является рафинированное масло. Переработанного подсолнечного масла Россия поставляет на экспорт только 280 тыс. т (14% от общего объема) на $400 млн. При этом стоимость рафинированного продукта на 30-40% выше, чем сырца.

Стоит отметить, что мировой рынок бутилированного маслаемкостью $3,1 млрд. (рынок масла-сырца – около 5,9 млрд.) достаточно нишевой.Россия на нем из года в год показывает стабильно растущую динамику, занимая доминирующие позиции по объему поставок в страны СНГ.

Общая картина рынка рафинированного масла выглядит следующим образом: мировым лидером является Турция, которая аккумулирует у себя львиную долю добавленной стоимости продукта, зарабатывая почти $700 млн. Турция - крупнейший в мире импортером масла-сырца (и No 4 в импорте семечек), при этом более 70% сырья она получает из России (еще 20% из Украины), обеспечивая нам 35% экспорта.

Основными потребителями рафинированного подсолнечного масла являются ЕС, страны MENA. И, если импорт европейских стран практически замкнут в пределах самого ЕС, то поставки на Ближний Восток и в Северную Африку для России представляются наиболее перспективным направлением.

Потенциал России

Цель России на мировом рынке – занять лидирующие позиции с объемом продаж рафинированного подсолнечного масла в $ 600-800 млн. в течение ближайших 4-5 лет.

Ключевым драйвером развития нашего экспорта должны стать страны MENA. В настоящее время Россия доминирует на рынке СНГ (за исключением Белоруссии и Грузии).

Интерес для развития экспорта, как и в других категориях товаров, представляют рынки ЮВА и ЕС, однако в части поставок рафинированного масла есть определенные трудности.

В ЮВА активным импортером является только Малайзия, работающая с Украиной. Индия и Китай –крупнейшие импортеры масла-сырца, закупающие его почти на $2 млрд, практически не импортируют рафинированное масло, поскольку имеют собственные перерабатывающие мощности.

Страны ЕС также почти не импортируют рафинированное масло, развивая собственные мощности и используя поставки из стран-соседей по союзу. Поэтому в основном это рынок масла-сырца, на котором активно работают Украина и Аргентина.

Учитывая высокую значимость развития экспорта высокомаржинальной сельхозпродукции, для наращивания поставок рафинированного подсолнечного масла необходимо:

- обеспечить со стороны государства широкий доступ на внешние рынки посредством системы таможенно-тарифных,фитосанитарных и иных международных договоренностей;

- предусмотреть введение системы внутренних налоговых, финансовых и логистических преференции компаниям- поставщикам.

Турция

Турецкий экспорт бутилированного подсолнечного масла сосредоточен на 3-х странах – Ирак, Сирия, Ливан - ближайших соседях, которые при этом являются крупнейшими в мире импортерами. Экспорт по другим направлениям не превышает 15%.

Турция активно защищает свои позиции. В сентябре текущего года страна приняла решение оповышении пошлин на импорт подсолнечного масла: на сырое подсолнечное масло - с 12 до 36% от таможенной стоимости, на переработанное – с 50 до 67,5%.

Украина

Украина сейчас No3 на рынке рафинированного масла с объемом продаж в $ 230 млн., при этом ее рынки сбыта значительно более диверсифицированы, чем у России. Общими для нас являются только рынки Белоруссии и Грузии, которые мы делим примерно пополам.

Примечателен тот факт, что Украина достаточно активно работает на рынке MENA (50% экспорта), успешно конкурируя с Турцией даже на рынке Ливана. Анализ подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании, в том числе данных Международного торгового центра

(International Trade Centre).

Российский рынок
Россия: тренды экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью Россия и глобализация Тренды квантовых вычислений Франшизы для малого бизнеса Экспортные рынки для России Новые возможности для малого бизнеса в России Малый и средний бизнес в России Рынок IT-услуг в России Наука в мире и России Новогодние тренды Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК
Презентация (pdf)
Скачать (pdf)
Другие документы