Стратегия 2035 и на период до 2050 года

Для успешного развития агропромышленного комплекса России требуется продуманная, комплексная стратегия развития, рассчитанная на долгосрочный период – до 2050 года.
Елена Борисовна
Скрынник
Руководитель проекта
Елена Борисовна
Скрынник
Руководитель проекта
О проекте

"Нам нужна Стратегия развития сельского хозяйства до 2035 года и на период до 2050 года. Дело в том, что отдача от капиталовложений в АПК в среднем составляет 10-15 лет, а действующая госпрограмма заканчивается в 2020 году.

Россия не должна замыкаться в пределах своего внутреннего рынка продовольствия. Только став активным игроком на мировом рынке мы сможем обеспечить многоукладность и сбалансированность нашего сельского хозяйства. При этом, агропромышленный комплекс станет для нашей страны бюджетообразующим, наравне с энергетическим. Экспорт сельскохозяйственной продукции – будущее России!

Для решения этой задачи очень важно правильное распределение сил между крупными агрохолдингами и фермерскими хозяйствами. Российские агрохолдинги уже доказали свою конкурентоспособность. Перед ними и в дальнейшем будет стоять задача наращивать поставки на мировой рынок массовых продуктов питания – таких как зерно, мясо птицы, масличные, свинина и др. Фермерам будет принадлежать лидерство в поставках экологически чистых продуктов питания. Как показывает опыт, кооперация фермеров позволяет им на равных конкурировать с крупнейшими компаниями, так, например, за счет кооперации нескольких десятков тысяч фермерских хозяйств небольшая Финляндия является одним из лидеров европейского молочного рынка.

На посту министра особое внимание я уделяла адресной, своевременной финансовой поддержке малых форм хозяйствования, снижению уровня административных барьеров, а также повышению доступности кредитов за счет субсидирования процентной ставки. И это дало свои плоды. Прирост производства продукции в фермерском сегменте составлял не менее 10% ежегодно.

В формировании Стратегии развития АПК до 2035 года и на период до 2050 года стоит сосредоточиться на вопросах эффективного использования биоклиматического потенциала России с учетом необходимой регионализации производства и создания соответствующей логистической инфраструктуры.

Надо стимулировать рост собственной селекционной базы, генетики, в том числе через создание совместных предприятий с ведущими мировыми компаниями. Это особенно важно, учитывая глобальный тренд развития сегмента "органик". В производстве экопродукции наша страна, располагая богатейшими водно-земельными ресурсами, должна серьезно заявить о себе.

Здесь просто не обойтись без комплексной модернизации системы сельхозобразования. Сегодня АПК нужны не просто крепкие хозяйственники, а творчески мыслящие, разносторонние специалисты." - слова руководителя Международного независимого института аграрной политики Елены Борисовны Скрынник.

Позиции России на мировом рынке

На сегодняшний день глобальный рынок продовольствия составляет более 1 триллиона долларов США. Доля России на нем пока незначительна – не более 1,5%. При этом, наша страна занимает лидерские позиции как поставщик пшеницы – одного из главных продуктов питания населения Земли. Потенциал России, как мирового поставщика продовольствия обусловлен значительными количествами пахотной земли, и, особенно чернозема, большими запасами легко доступной пресной воды. На сегодняшний день Россия – единственная страна в мире, которая может быстро нарастить выпуск сельскохозяйственной продукции.

Глобальные тренды и сценарии

По данным ФАО ООН на конец 2015 года, недостаточно калорийное питание, во всем мире, получает порядка 750 млн. человек.  Кроме того очень актуальной является  проблема низкого качества питания: переизбыток жиров и углеводов, нехватка микроэлементов ведет к потере здоровья. Более 1,4 млн. человек в мире имеют избыточный вес, а 500 тыс. страдают от ожирения. По оценкам экспертов, потери мировой экономики связанные с некачественным питанием оцениваются в 4,9  - 5,6 триллионов долларов США в год.

Поэтому ключевой глобальный тренд – это рост качества питания, в связи с чем в мире постоянно будет увеличиваться спрос на здоровые, натуральные продукты питания.

Возможные стратегии России

Глобальный тренд на увеличение потребности в натуральных продуктах открывает новые возможности для развития российского агропромышленного комплекса. В отличие от основных конкурентов мы смогли сохранить наше сельское хозяйство свободным от массированного использования ядохимикатов и удобрений (Китай) и ГМО (США). Поэтому перед Россией открыто новое «окно возможностей»: наша страна может стать мировым лидером на рынке здоровых продуктов питания. Для этого потребуется координация усилий всех участников агропродовольственного рынка: агрохолдингов, российских фермеров, государственных органов. России нужны «национальные чемпионы» - компании, способные на равных конкурировать с ведущими мировыми компаниями, нужна стратегия поддержки агропродовольственного экспорта.