Экспортная доктрина

Елена Борисовна
Скрынник
Руководитель проекта
Елена Борисовна
Скрынник
Руководитель проекта
Цели и задачи Экспортной продовольственной доктрины

Цель Экспортной продовольственной доктрины – обеспечить России до 2050 года долю в размере 15% на мировом рынке продовольствия.

Достижение этой цели выведет нашу страну на первое место в мире по объемам экспорта продуктов питания и обеспечит более $150 млрд. экспортной выручки, что сопоставимо с текущими доходами нефти.

Описание проекта

Экспортная продовольственная доктрина определяет цели, задачи, основные направления развития российского экспорта сельхозпродукции на долгосрочный период, а также меры, необходимые для повышения эффективности государственного управления в этой области.

Развитие агроэкспорта в рамках доктрины рассматривается как один из ключевых элементов обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Экспортная продовольственная доктрина является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности РФ, продолжением Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года.

Экспортная доктрина, формирующая новый центр роста российской экономики, - идеологическая основа экспортного развития агропромышленного комплекса страны, ключ к зарубежным рынкам.

Ее реализация позволит повысить конкурентоспособность АПК, диверсифицировать сырьевой экспорт и экономику страны в целом, закрепить за Россией статус ведущего в мире поставщика продуктов питания.

Потенциал роста агроэкспорта России

Россия добилась значительных успехов в развитии АПК и экспорта сельскохозйственного сырья и продовольствия. На сегодняшний день РФ занимает 6 место в мире по объемам производства продовольствия.

Уникальное географическое положение России дает нашей стране 3 важнейших преимущества:

  • широкое климатическое разнообразие и контроль над 55% черноземов позволяет выращивать широкий спектр продовольственных культур с высоким уровнем производительности;
  • логистическая доступность ключевых рынков продовольствия: ЕС - через Европейскую часть, Китай и ЮВА - через Сибирь и Дальний Восток, Африка и Ближний Восток - через южные порты;
  • возможности производства «премиальной» экологически чистой органической продукции, которая сегодня в дефиците на мировом рынке.

Реализовав этот потенциал, Россия может значительно нарастить объемы внутреннего производства, расширить диапазон импортозамещения, стать ведущим игроком мирового рынка продовольствия.

  1. Пшеницаи зерновые (кукуруза, ячмень, овес. По экспорту пшеницы Россия уже №1 в мире на рынке объемом $49 млрд. (163 млн. т).
  2. Мука. Россия, являясь одним из крупнейших в мире экспортеров пшеницы, сегодня практически не присутствует на рынке муки объемом 14 млн. тонн ($7 млрд.). Выход на этот рынок позволит не толькоувеличитььэкспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, но и смягчить ключевую проблему экспорта зерна – сезонное затоваривание ж\д и портовой логистики.
  3. Подсолнечное масло. Это нишевой, но востребованный продукт (рынок в 8,5 млн. тонн и $10 млрд.), по экспорту которого Россия сегодня №2. В перспективе, имея более низкую себестоимость и хорошее качество, мы можем стать лидерами, выйдя на рынки ЕС, Индии и Китая, а также усилив позиции в СНГ и на Ближнем Востоке, в т.ч. с конечным продуктом (бутилированное масло).
  4. Свинина и мясо птицы. Россия занимает 7 место по производству данных видов мяса, объемы экспорта на рынки емкостью 10и 13 млн. тонн соответственно ($31 и $23 млрд.) пока незначительны. Россия способна стать заметным игроком на мировом рынке, расширив свое присутствие в Китае, Японии и Корее, а также заняв существенную долю на растущих рынках ЮВА и Африки.
  5. Россия является №1 по запасам рыбы и пресной воды и может стать лидером по их поставкам в мире

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данныхРОССТАТ, Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФ,  FAOUN, WTO, WB, OECD, информации отраслевых экспертов и собственного анализа.

5 приоритетов развития экспортной инфраструктуры России

Глобальные трансформации мирового продовольственного рынка, происходящие в последние годы, увеличивают значимость стратегии развития агропромышленного комплекса, как потенциально ключевого фактора национальной безопасности, значимого драйвера развития, диверсификации экономики и экспорта.

Можно выделить 2 ключевых сценария развития АПК России. Первый заключается в сохранении действовавшей последние 5-7 лет стратегии - интенсивное наращивание объемов производства широкого спектра групп продовольствия и инвестирование (с традиционными механизмами господдержки) в повышение производительности и расширение обрабатываемых земель. Это позволит продолжить тренд на импортозамещение базовых продуктов и постепенное увеличение экспорта, прежде всего,традиционных продуктов (зерновых и масличных). Вместе с тем будет сохраняться зависимость от импорта ключевых технологий, тогда как конкуренция в сегментах традиционного российского продовольственного экспорта будет обостряться.

Стратегически гораздо более жизнеспособной и экономически привлекательной видется стратегия, ориентированная на создание экспортной инфраструктуры российского АПК, в основе которой должны лежать несколько приоритетных направлений:

  1. Создание крупной международной трейдингово-логистической структуры (при государственной поддержке и возможно путем покупки крупного действующего игрока), которая будет выступать не только одним из ведущих поставщиков российского продовольствия на мировой рынок и отвечать за маркетинг, но и обеспечит соответствующую международную логистику, доведение продукта до конечных покупателей по всему миру.
  2. Формирование научной и технологической базы в ключевых секторах АПКпрежде всего за счет приобретения иностранных высокотехнологичных компаний и международных партнерств. Подобный подход позволит достаточно быстро и серьезно сократить отставание России по ряду ключевых направлений аграрных технологий и обеспечить стратегическую независимость от политики ведущих мировых игроков.
  3. Интеграция в мировую торговлю. Эта задача может быть решена экспортным агентством, которое позволит скоординировать деятельность всех органов власти и обеспечить прямое присутствие России в ключевых странах-покупателях, а также решать задачи защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции (используя механизмы международных торговых соглашений), таким образом, содействовать развитию импортозамещения и росту внутреннего производства сельскохозяйственной продукции.
  4. Развитие внутренней логистической и организационной инфраструктуры.Россия остро нуждается в расшитии «узких мест» в логистической инфраструктуре, которые уже стали одним из ключевых ограничителей наращивания экспорта. Потребуется реализация масштабных инвестиционных проектов. При этом важным условием явлется сохранение национального контроля за создаваемыми мощностями – в противном случае сохраняются риски, связанные с внешним контролем главных каналов российского агроэкспорта.
  5. Развитие механизмов поддержки производства и экспорта продукции АПК

Цель России – стать №1 на глобальном рынке продовольствия уже через 15-20 лет, но для ее достижения начинать действовать нужно уже сегодня

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании изучения лучшего международного и российского опыта, данных отраслевых экспертов и ведущих компаний – участников рынка, собственного анализа. Также использовались данные и аналитика РОССТАТ, Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФ,  FAOUN, WTO, WB, OECD, информации отраслевых экспертов и собственного анализа.

Мировые тренды

Продовольствие становится важнейшим стратегическим ресурсом в мире. Мировая торговля уже достигла $1,4 трлн. и будет продолжать расти в условиях нарастающей диспропорции между увеличением потребления и дефицитом природных ресурсов.  

Главными факторами, влияющими на ситуацию на мировом продовольственном рынке, являются:

- рост численности населения.  Ожидается, что к 2050 году население Земли вырастет на треть,  при этом основной прирост обеспечат страны Африки и Юго-Восточной Азии;

- повышение уровня благосостояния и спроса на качественные продукты питания в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии;

- так называемый «функциональный голод», связанный с нехваткой в пище витаминов, микроэлементов, белков и переизбытком жиров и углеводов. По данным Всемирной продовольственной организации ООН, более четверти населения Земли имеют избыточный вес или страдают от ожирения.

В этой связи Россия, обладая уникальным ресурсным потенциалом, способна стать крупнейшим мировым экспортером экологически чистых, качественных продуктов питания.

Прогноз развития мирового рынка продовольствия

Ключевые факторы роста мирового рынка продовольствия

Главный тренд, положенный в основу долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства России, – расширение рынков сбыта. Если ранее основной задачей было удовлетворение внутреннего спроса, то сейчас задача обеспечения продовольственной безопасности России в целом решена. Дальнейший рост сельскохозяйственного производства в нашей стране не может быть обеспечен только за счет потребностей внутреннего рынка.  Поэтому тенденции и динамика мирового спроса на продовольствие будут оказывать определяющее влияние на развитие всего российского сельского хозяйства.

В долгосрочной перспективе ожидается значительный рост мирового рынка продовольствия – таков консенсус-прогноз ведущих мировых отраслевых экспертов.

Структура и динамика мирового рынка продовольствия

За последние 15 лет мировой рынок сельскохозяйственной продукции вырос почти в 3 раза - с 500 до $1 430 млрд. При этом общий темп роста торговли сельскохозяйственной продукцией несколько опережал рост мировой экономики: в период 2001 – 2015 годов мировой рынок сельхозпродукции рос в среднем на 8% в год, а общемировой ВВП – на 6%.


Источники: UN ComTrade, World Bank

Важно отметить, что динамика мирового ВВП являлась главным фактором, определявшим тренд развития мирового рынка продовольствия.

Крупнейшим сегментом на мировом рынке является продукция переработки сельскохозяйственного сырья, включая готовую продукцию из мяса и рыбы, хлебобулочные и макаронные изделия, овощные и фруктовые консервы и заморозки, чаи и кофе, а также прочие продукты.

Также крупные сегменты рынка – мясо, фрукты и орехи, зерновые, напитки.

Ведущими поставщиками продовольствия на мировом рынке в 2015 годубыли США ($108 млрд.), Бразилия ($57 млрд.), Голландия и Китай (по $38 млрд.), Германия ($ 31 млрд.).


Источник: UN ComTrade

Продовольственная безопасность