03 Апреля 2017

Елена Скрынник: агрофраншизы для фермеров позволят крепко стоять на земле

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики, министр сельского хозяйства России в 2009-2012 гг

«Учитывая огромный потенциал фермеров, мы должны найти новые подходы и инструменты его реализации. Один из них — разработка и активное продвижение фермерских агрофраншиз. Речь идёт о своего рода пошаговых инструкциях по созданию и ведению успешного фермерского хозяйства во всех отраслях, от растениеводства и животноводства до нишевых сегментов: сбора и переработки дикоросов, агротуризма», - отметила в интервью АиФ Е.Скрынник.

По ее словам, развитие франчайзинга в фермерском секторе позволит не только передать хозяйствам современные бизнес-технологии, но и обеспечить постоянную методическую помощь на каждом этапе реализации проекта: от его начала до получения прибыли. Возникнет сообщество единомышленников, увлечённых своим делом.

К слову, в некоторых регионах, в частности, в Пермском крае иТюменской области, есть успешный опыт агрофранчайзинга в пчеловодстве, кролиководстве. Местные власти активно участвовали в осуществлении таких проектов, в том числе обеспечили бюджетную поддержку.

В настоящее время Международный независимый институт аграрной политики разрабатывает ряд перспективных агрофраншиз по сельскому туризму. По нашим расчётам, участка площадью в 1 гектар достаточно для создания сельского гостевого дома с полноценной зоной отдыха. При определённых условиях гостевой дом, рассчитанный на 20 койко-мест, может приносить фермеру до 1 млн рублей прибыли в год.

Е.Скрынник подчеркнула, что внедрение агрофранчайзинга позволяет значительно увеличить доступ фермеров к инвестиционным ресурсам благодаря повышению прозрачности и предсказуемости бизнеса. Банки и госучреждения смогут гораздо быстрее и эффективнее провести оценку финансовой состоятельности заёмщика. Как следствие, решение о выделении необходимых ресурсов будет приниматься оперативнее.

Кроме того, повышение прозрачности и предсказуемости будет способствовать расширению социальной базы фермерства, повышению его привлекательности и перспективности в глазах молодёжи. Благодаря  агрофраншизе  фермерская продукция станет более популярной, укрепится доверие к фермерам со стороны потребителей. У фермерских хозяйств появится возможность партнёрства с крупными агрохолдингами и торговыми компаниями.

Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли, убеждена Е.Скрынник. Несмотря на то, что доля выпускаемой ими сельхозпродукции в общем объёме составляет 10-12 %, фермерский сектор демонстрирует высокую динамику производительности. Например, по итогам 2016 г. фермеры в 3 раза опередили прочие сельхозорганизции по приросту производства молока. А площадь обрабатываемых земель за последние 10 лет они увеличили вдвое.

Аналитика