31 Октября 2016

Е.Скрынник: Россия способна эффективно диверсифицировать зерновой экспорт, в 5-6 раз увеличить поставки муки

В ближайшей перспективе РФ может увеличить ежегодный объем агроэкспорта на полмиллиарда долларов за счет наращивания поставок муки

В России следует сформировать новый экспортный тренд - активизировать продажи продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего, муки.

«Россия завоевала ведущие позиции на мировом рынке пшеницы, следующий шаг - интенсифицировать зерновой экспорт за счет более маржинальной муки», - подчеркнула министр сельского хозяйства 2009-2012 гг. Е.Скрынник.

Е.Скрынник считает вполне реальной задачу в течение 5-7 лет увеличить поставки муки на внешний рынок до 1,5 млн. тонн, дополнительно заработав на этом $500 млн. «Если раньше мы решали вопрос закрепления за Россией статуса глобального зерноэкспортера, то теперь перед отраслью стоят более технологичные задачи», - отметила Е.Скрынник.  

По ее словам, в настоящее время экспорт российской муки не превышает 200-300 тыс. тонн, носит несистемный характер и направлен на удовлетворение незначительного локального спроса. При этом в текущем сельхозгоду РФ планирует поставить на мировой рынок около 40 млн. тонн зерновых, в том числе 30 млн. тонн пшеницы. Более 40% экспорта пшеницы приходится на страны Ближнего Востока и Северной Африки (MENA).

«Россия доминирует на зерновом рынке стран MENA и некоторых других регионов, которые одновременно являются ключевыми потребителями пшеничной муки. Добавленная стоимость муки несопоставимо выше стоимости зерна – в 2-2,5 раза, поэтому наша задача - более эффективно использовать свои производственные и экспортные преимущества», - подчеркнула Е.Скрынник.

Е.Скрынник уточнила, что емкость логистически доступного для РФ рынка муки стран СНГ, MENA, Средней Азии и Африки - $3 млрд, и потенциально наша страна может претендовать на значительную часть этих денег. Общий объем мирового рынка муки оценивается примерно в $5 млрд.

Как считает Министр сельского хозяйства 2009-2012 гг., сегодня требуется предпринять ряд стратегических шагов по усилению позиций страны на мировом рынке муки. Но, прежде всего, следует снять ряд внутренних ограничений, среди которых недостаточная модернизация мукомольных заводов, неэффективная логистика и низкая консолидация отрасли.

«Мукомольная отрасль России представлена большим количеством локальных игроков, которые практически не имеют возможности самостоятельно выйти на международный рынок.», - отметила Е.Скрынник. В настоящее время крупнейшие мельницы производят 1,7 млн. т от общего объема в 9,5 млн. тонн - менее 20%.

Наряду с этим, «в целях поддержки выхода на новые рынки целесообразно ввести практику гибкой поддержки экспортеров в части ценовой составляющей, предоставив им возможность маневрировать в зависимости от конъюнктуры на рынках зерна и муки».

Е.Скрынник сослалась на пример стран-лидеров мирового рынка муки – Турцию и Казахстан. Во многом благодаря четкой политике по стимулированию перерабатывающей промышленности Турция экспортирует 2,8 млн. тонн муки, зарабатывая $1 млрд., причем более 75% сырья (пшеницы) она получает из России. «Эту маржу могли бы получать российские производители», - констатировала Е.Скрынник, отметив аналогичную ситуацию с поставками Турцией рафинированного подсолнечного масла.

Показательна динамика роста Казахстана с общим объемом экспорта муки в 1,8 млн. тонн. За последние несколько лет производство в данном сегменте увеличилось более чем в 2 раза, зарубежные поставки - в 13 раз.

В целом, по мнению Е.Скрынник, в результате стратегического подхода к развитию отрасли Россия может стать одним из ведущих игроков на мировом рынке муки, потеснив прямых конкурентов - Турцию и Казахстан. Объем экспортной выручки от продажи муки в общем зерновом экспорте может достигнуть 10-15%.

Аналитика