21 Июля 2017

Высокие технологии АПК: мировой рынок грибов

Стерильные помещения, возможность управлять влажностью и температурой среды, контролируемый световой режим - годовой объем производства около 40 миллиардов долларов США при темпах роста более 9% в год. Один из самых перспективных и высокотехнологичных сегментов мирового АПК -  промышленное выращивание грибов.

Одной из главных причин роста популярности и объемов производства грибов являются высокие диетические свойства. Грибы богаты белковыми веществами, витаминами и микроэлементами. При этом клетки грибов содержат значительное количество хитина, благодаря этому калорийность грибных блюд невысока.  В Япониипопулярны грибы шиитаке, которые, как считается, обладают высокой противораковой активностью.

С точки зрения технологии производства можно выделить три ключевых направления:

  • микоризные грибы: привычные белые, подосиновики, сыроежки и др. Их особенность в том, что грибница развивается в симбиозе с корнями деревьев, образуя микоризу. Эта природная технология пока не воспроизводима. Промышленное производство микоризных грибов отсутствует;
  • целлюлозоразрушающие грибы: различные вешенки, опята, шиитаки и др. Их особенность в том, что для выращивания используется питательная среда с высоким содержанием целлюлозы. Грибы эффективно разлагают ее и перерабатывают. Технология выращивания вешенок и др. относительно проста и доступна для фермеров.
  • шампиньоны, для выращивания которых используется компост на основе соломы и куриного помета. Производство шампиньонов – наиболее сложное, инвестиционноемкое, крупнотоварное. Обязательно выполнение жестких требований по микробиологической чистоте помещений и сырья (компоста). Если требования нарушены, урожай резко снижается – вместо шампиньонов начинают расти нетоварные грибы и плесень.

Такие различия в технологиях создают две практически непересекающиеся ниши: фермеры и небольшие производители специализируются на проектах по выращиванию целюлозоразрушающих грибов, а крупные компании организуют товарное производство шампиньонов. По мнению отраслевых экспертов, эффективное крупнотоварное производство это как минимум 2,5 тыс. тонн шампиньонов в год.

На развитых рынках производство грибного субстрата и непосредственно выращивание грибовразделены.Например, крупный или средний агропроизводитель может поставлять стерильные соломенные брикеты для выращивания вешенки окрестным фермерам и приобретать у них готовую продукцию, формируя крупные партии грибов, соответствующие требованиям сетевой розничной торговли. Таким образом, вокруг поставщика сырья формируется целый грибной кластер, растет эффективность фермерского производства, уровень и качество жизни на селе.

Подобный механизм развития отрасли уже показал свою эффективность в Китае. Сегодня эта страна является мировым лидером по производству грибов – в этой стране сосредоточено около 70% мирового производства. При этом Юго-Восточная Азия является крупнейшим мировым потребителем грибов – более 40%. На втором месте по объемам потребления – страны Европы (35% по оценкам экспертов).

В целом объем мировой торговли грибами в 2016 году составил более 1,7 млрд. долларов США, из которых 60% - шампиньоны и 40% - вешенки и другие целюлозоразрушающие грибы.  Ведущие поставщики шампиньонов на мировой рынок – Польша (303 млн. долл. США в год), Канада (146 млн. долл. США) и Голландия (116 млн. долл. США). Более 50% шампиньонов закупают 3 страны: США, Великобритания и Германия. Объем российского импорта из стран дальнего зарубежья в этом сегменте рынка, по результатам 2016 года, составил около $20млн. Также Россия приобрела значительные (от 20 до 50 млн. долл. США) объемы шампиньонов в Беларуси.

На мировом рынке вешенок доминирующим экспортером валяется Китай. В 2016 году объем поставок из этой страны составил почти 150 млн. долларов. На втором месте – Италия ($ 66 млн.) Ключевые импортеры – Германия, Франция и Япония. Суммарно доля этих стран составляет около 1/3 всего сегмента целюлозоразрушающих грибов.  На рынке вешенок Россия не только обеспечивает внутренний рынок продукцией собственного производства, но и вошла в ТОП-10 крупнейших мировых экспортеров (7 место в 2016 году, 31 млн. долларов США).

Производство грибов – перспективный, высокотехнологичный сегмент рынка. Развитие российского национального производства на нем решает сразу несколько задач - импортозамещение, поддержка фермерских производств, развитие смежных отраслей и поставщиков технологий, развитие экспорта.

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UN comtrade dadabase и отраслевых экспертов.

Российский рынок
Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК Потенциал оптимизации производства зерновых в мире и в России ЦФО: регионализация и продовольственные балансы Тренды развития высоких технологий в АПК Цветы – диверсификация производства продукции закрытого грунта Российские инновации в сельском хозяйстве Высокие технологии АПК: мировой рынок грибов Рынок овощной продукции: точка роста Инновационные финансовые технологии для российского АПК Развитие сельского хозяйства в странах ЕЭАС в 2012 – 2016 годах Всокотехнологичные пищевые продукты – перспективная ниша на мировом рынке Развитие молочной отрасли в России и Белоруссии Фермерство: синергетический эффект Сельское хозяйство Северо-Западного федерального округа Структура агроэкспорта России в 2016 году по регионам Экспорт российской сельскохозяйственной продукции Cельское хозяйство Сибирского федеральнго округа Крепко встать на землю: ресурсы для успешного фермера Сельское хозяйство Уральского федерального округа Развитие малых деревень России Качество зерна Мониторинг инвестиций в АПК России Потенциал роста агроэкспорта России 5 приоритетов развития экспортной инфраструктуры России Оплата труда в агросекторе Опыт Республики Беларусь по развитию сельского туризма Мировой и российский рынки бутилированной воды Результаты реализации программы импортозамещения Итоги работы АПК за 15 лет Импортозамещения в ореховой отрасли Импортозамещение в ягодной отрасли Интернет-торговля фермерской продукцией Обзор рынка льна и льноволокна Обзор рынка муки Обзор рынка ЕАЭС Прогноз экспорта меда Прогноз экспорта рафинированного подсолнечного масла
Другие документы