Всокотехнологичные пищевые продукты – перспективная ниша на мировом рынке
Четыре крупнейших сегмента мировой торговли продовольствием – это мясо и мясопродукты, рыба, фрукты и орехи, а также напитки. Емкость каждого их этих сегментов, по данным за 2016 год, превысила 100 миллиардов долларов США. По темпам роста на мировом рынке за последние 15 лет лидируют растительные и животные масла (в среднем – 10% в год, один из самых быстрорастущих на мировом рынке), семена масличных, какао и продукты из него, а также готовые продукты из зерна и муки.Их среднегодовой темп роста за последние 15 лет составил 9%.
Перспективным сегментом рынка также являются готовые пищевые продукты. Это – сегмент высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. К нему относятся: растворимый чай и кофе, готовые соусы, готовые супы и концентраты для их производства, мороженое. Объем торговли в этом сегменте в 2016 году составил 65 млрд. долларов США, а темпы роста приближаются к лидерам отрасли – 8% в год.
Крупнейшими мировыми импортерами высокотехнологичных продуктов питания являются США, Великобритания, Германия, а также Китай. При этом важно отметить, что из первой десятки стран –импортеров (США, Германия, Франция, Китай и Голландия) – это страны – нетто экспортеры, имеющие положительное сальдо торгового баланса, а Великобритания, Канада, Австралия, Япония и Корея закупают продуктов больше, чем продают сами, то есть являются нетто – импортерами.
Кроме перечисленных стран, существенные объемы продукции на экспорт поставляют Италия и Таиланд (7 – 8 место в рейтинге экспортеров за 2016 год).
Особенностью сегмента является значительное число входящих в него разнородных продуктов. Но статистика крупнейшей продуктовой группы – растворимое кофе - четко показывает, что главным условием для успешного экспорта является технологическое лидерство, а не доступ к сырью. Суммарная емкость мирового рынка растворимого кофе – 5 млрд. долларов США.
`
Германия (лидер мирового рынка), специализируюясь на технологиях переработки, значительно опережает ближайших конкурентов, которые сами выращивают кофе (Бразилия, Индонезия). Кроме Германии, в рейтинге есть значительное число других северных стран, успешно конкурирующих за счет эффективного использования своих технологических возможностей. Это Голландия, Испания, Швейцария и даже Польша.
Для России, которая в силу природно-климатических особенностей не может выращивать многие сорта фруктов, какао и др.,. это важное перспективное направление развития сельскохозяйственного и продовольственного экспорта. Эффективные перерабатывающие мощности, развитая система логистики и продвижения национальной продовольственной продукции на мировой рынок могут создать не менее весомые предпосылки развития, чем пахотные земли и доступ к чистой воде.
Производство продуктов питания, в сравнении с экспортом сельскохозйственного сырья, имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- генерация добавленной стоимости;
- создание дополнительных высокоэффективных рабочих мест;
- синергетический эффект за счет продвижения на мировой рынок национальных торговых марок;
- дополнительный внутренний спрос, как следствие – укрепление национального агропроизводства;
- возможность поддержать национальное пищевое машиностроение и разработки технологий за счет внутреннего спроса.
Переход от экспорта сырья к экспорту готового продукта – характерная черта развитой, эффективной экономики. Для России развитие переработки агропродукции, активный выход на мировой рынок готовых продуктов питания должны стать магистральным трендом ближайшего десятилетия.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).