Тренды развития мировой сетевой торговли
В цепи создания стоимости – от поля до потребителя – розничная торговля очень значимое звено. Товаропроводящие сети определяют спрос на продукцию агропромышленного комплекса, формируют потребительские цены, определяют структуру и объем импортных закупок продовольствия. Введение в ассортимент торговых сетей социальных продуктов питания – эффективный инструмент помощи социально незащищенным слоям населения.
За последние 10 лет российский ритейл стал мощной, самостоятельной отраслью, успех которой обусловлен, в том числе и успехом российского сельского хозяйства. Перспективы дальнейшего роста отрасли связаны с развитием российского агропродовольственного экспорта. Поставки за рубеж готовых продуктов питания из России, продвижение отечественных продовольственных брендов будут наиболее эффективны совместно с продвижением на мировые рынки российских торговых сетей.
Как показывает лучший отраслевой опыт, мультинациональные компании – эффективный формат для растущих торговых сетей. По данным опубликованного в 2018 году отчета Delloitte, лидеры российской сетевой торговли – компании «Магнит» и Х5 Ритейл груп занимают, соответственно, 57 и 62 место в мире по объемам годовой выручки и имеют значительный потенциал роста.
В качестве главных трендов развития мирового ритейла можно выделить:
- Развитие цифровых компетенций на всех уровнях: от интернет-торговли до систем анализа «больших данных»;
- Формирование уникального комплексного предложения: например,в помещении магазина открываются кабинеты специалистов-диетологов, которые помогают сформировать «лист покупок» в соответствии с пожеланиями покупателя, обеспечивая необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.
- Внедрение новых технологий в управление магазином: интернет вещей, системы искусственного интеллекта, смарт-контракты на блокчейн.
- Рост среднего оборота торговой сети. Средний оборот компаний, входящих в ТОП-200 вырос за 15 лет с $2,4 до $4,7 млрд.
Эти тренды во многом опираются на ключевые ожидания потребителей, которые хотят видеть современную сетевую торговлю:
- Ориентированной на покупателя, с отзывчивым и готовым помочь персоналом;
- Предлагающей продукты с гарантированно высоким качеством по разумной цене;
- Доступной 24 часа в сутки и по всем каналам, как онлайн так и оффлайн, в том числе обеспечивающей возможность возврата покупок;
- Социально отвественной: предлагающей органические продукты, обеспечивающей раздельный сбор мусора, использующей упаковку из биоразлогаемого сырья.
Мировой рынок ритейла становится более конкурентным, среднегодовой темп роста выручки, в среднем по 250 крупнейшим компаниям, за последние 10 лет снизился с 9,1% дл 4,8%. Для наиболее бывстрорастущих компаний этот показатель снизился с 30% до 20%. О значительной конкуренции на рынке говорят и существенные изменения в ТОП-10 мировых ритейлеров. За 10 лет только 4 компании смогли сохратить место в этом списке.
Важно, что такая конкурентная среда открывает окно возможностей для высокотехнологичных компаний, работающих в новом формате, напримерAmazon, ворвавшийся в число лидеров рынка.
Электронная торговля – один из ключевых драйверов роста ритейла. Так, в Китае за последний год рост составил 52%, В Южной Корее – 41%. Активно растет электронная торговля и в развитых странах– Великоброитания +8%, Франция +7%, США и Япония +5%.
Особенностью мирового рынка ритейла является его высокая концентрированность: ТОП-10 компаний занимают 30% от всего оборота (по ТОП-250), при этом 7 компаний из 10 происходят из США.
По обороту с большим отрывом лидирует Wall-Mart, но самый высокий темп роста у ведущей компанииэлектронной торговли – Amazon.
Российский рынок ритейла – зрелый и развитый. Ведущие компании обладают значительным инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать сложные и дорогостоящие инновационные проекты, внедрять механизмы цифровизации торговли, другие современные технологии.
Ритейл, во взаимодействии с АПК, эффективно используя синергетический эффект для развития обоих отраслей, может раскрыть свой потенциал как один из локомотивов развития цифровой экономики России.
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании данных Delloitte и собственного анализа.