Тренды мирового рынка краудфандинга
Технология краудфандинга основана на привлечении для реализации проекта средств широкого круга лиц. Интернет-коммуникации оказались идеальной платформой для организации такого народного финансирования. Первые успешные примеры краудфандинга относились к музыкальной отрасли, когда фанаты собирали деньги для выпуска новых треков любимых исполнителей.
Простота и эффеективность краудфандинга дала импульс к широкому применению этой технологии в других отраслях, в том числе в финансировании стартапов.
На сегодняшний день ряд крупных и успешных коммерческих проектов, таких как шлем виртуальной реальности Oculus Rift, первые Bluetooth – колонки, умные часы Pebble появились благодаря краудфандингу. Ожидается что темпы роста объемов краудфандинга в мире будут расти, в среднем на 16% в год и в 2025 году их суммарный объем составит $28,8 млрд.
Прогноз динамики мирового рынка краудфандинга, млрд. долл. США
Источник: QYResearch
Ключевые области применения и тренды развития краудфандинга:
• Благотворительность и деятельность некоммерческих организаций: помощь людям, которым не хватает собственных средств на лечение, реализация проектов в области охраны природы и др.
• Привлечение инвестиций в стартапы с помощью механизмов краудфандинга;
• Внедрение блокчейн-технологий: позволяет делать процесс сбора и использования средств более прозрачным, защищенным от манипуляций;
• Использование краудфандинга для финансирования проектов в области недвижимости. Такие проекты, в условиях низких, или отрицательных банковских процентных ставок – одно из наиболее привлекательных и надежных направлений вложения средств.
Для малого и среднего бизнеса краудфандинг становится реальной альтернативой привлечению средство от венчурных инвестиционных фондов или ангел-инвесторов. Лидерами по сбору средств, в 2019 году стали такие направления, как продукты питания и напитки, медицина, здоровье и красота.
Основные направления использования стартапами средств, собранных с помощью краудфандинга
Источник: startengine.com
Серьезной проблемой для краудфандинга стали многочисленные случаи недобросовестных действий со стороны венчурных предпринимателей, когда главной целью становилась не реализация проекта, а просто сбор денег. Тем не менее мировой рынок краудфандинга становится все более зрелым, улучшается государственное регулирование отрасли, растет опыт инвесторов. Можно ожидать, что в перспективе этот инструмент будет составлять все более серьезную конкуренцию традиционному венчурному инвестированию.