Структура агроэкспорта России в 2016 году по регионам
Использование региональных преимуществ – эффективный инструмент развития агропроизводства и экспорта. В 2016 году не менее 80% российских регионов поставляли сельскохозяйственную продукцию за рубеж. Широкий круг компаний отправляют на внешний рынок новую для российского экспорта продукцию с высокой добавленной стоимостью: мучные изделия (67 регионов), готовые продукты из мяса и рыбы (58 регионов), плодоовощная продукция (63 региона). Российские производители закупают и перерабатывают сельскохозяйственное сырье, которое не выращивается в нашей стране, и поставляют на экспорт готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это не единичные случаи, а масштабная практика. В 2016 году какао и продукты из него экспортировали 65 российских регионов.
Количество регионов – экспортеров по видам продукции
Наиболее широко распространен экспорт таких продуктов, как вода и спиртные напитки, готовые продукты на основе муки. Более 70% российских регионов экспортируют молочную продукцию, овощи, маслосемена, плодоовощную продукцию, сахар, какао и корма. Высоко сконцентрирован экспорт табака и табачных изделий (требуются большие инвестиции в производство), растительных экстрактов и прочих растительных продуктов.
Концентрация экспорта
Высокая степень концентрации характерна и для главного российского экспортного товара – зерна. Крупнейший экспортер – Ростовская область, три ведущих региона поставляют 80% от всего объема российского зернового экспорта.
Экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью отличает низкая концентрация экспорта по регионам. Тульская область – ведущий поставщик за рубеж мельничной продукции - занимает только 19% от всего объема экспорта. По готовым продуктам из муки и плодоовощной продукции степень концентрации составляет 19% - 20% (экспорт из Московской области). Ведущим поставщиком (25%) готовой продукции из мяса и рыбы являются московские мясопереработчики.
Лидером по объемам экспорта сельскохозяйственной продукции в 2016 году стала Ростовская область (3 210 млн. USD). Также в тройке лидеров – Краснодарский край и Москва.
Суммарный сельскохозяйственный экспорт по регионам в 2016 году: ТОП-25
Можно выделить ряд преимуществ, определяющих экспортный потенциал региона. К ним относятся:
· Развитое производство востребованного на внешнем рынке товара (регионализация). Например, производство зерна в Ростовской области и Краснодарском крае, рыболовство в Приморском крае, на Камчатке и Сахалине.
· Развитая переработка: характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов;
· Транспортно-логистическая доступность. В случае экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия это прежде всего портовые мощности: на Черноморском побережье, порты Санкт-Петербурга и Владивостока (Приморский край). Калининградская область эффективно использует свое положение российского анклава, поставляя с/х продукцию за рубеж. Объемы агропроизводства в регионе сравнительно невелики, но по объемам с/х экспорта Калининградская область занимает в России 6 место.
Экспортная продовольственная доктрина ставит перед российской сельскохозяйственной отраслью амбициозную цель – нарастить к 2035 году агроэкспорт до $150 млрд. Достижение этой цели возможно только при условии эффективного использования потенциала регионов.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных Российского экспортного центра