Системы автономного вождения: риски и решения

Электромобили – один из революционных трендов авторынка последних лет. При этом несмотря на впечатляющий рост их числа, общая доля в автопарке, занимаемая этим видом транспортных средств, остается невысокой.
За последние 5 лет на авторынке произошло важное изменение: сформировалось доверие потребителей к новому классу транспортных средств. Следующий шаг, который нетрудно спрогнозировать, широкое внедрение автономных транспортных средств.
Развитие электромобилей формирует базу для внедрения автономных транспортных средств. Многие электромобили уже сейчас оснащаются системами помощи водителю, которые позволяют использовать их в качестве автономных. Но существует ряд барьеров:
1. Ограниченность современного искусственного интеллекта. Он способен, со сравнимой с человеком эффективностью, решать только очень узкий класс задач. Погодные условия, разный стиль вождения в странах, проблема распознавания образов – все это серьезно сдерживает внедрение ИИ. Решение здесь лежит в области развития технологий.
2. Отсутствие широкополосного высокоскоростного подключения. Фактически, в случае автономных транспортных средств на дорогах общего пользования, от возможности быстро обмениваться большими объемами информации зависит жизнь людей. Поэтому заметный рост числа таких автомобилей на дорогах возможен исключительно после широкого внедрения сетей передачи данных 5 поколения.
3. Очень высокая цена приобретения и обслуживания. Комплекс компьютеров, лазерных радаров, средств связи и пр., устанавливаемый на автономные автомобили, может сделать их непомерно дорогим и перевести в ультрапремиум сегмент, где роботам придется конкурировать с персональным водителем лимузина.
4. Риски кибератак.
5. Правовые вопросы – от регулирования ответственности до сертификации автономных транспортных средств.
Кроме того, важно выделить еще один рыночный аспект проблемы – пока не будет сформировано доверие потребителей к автономным транспортным средствам, их продажи не начнутся. Интересный опыт – развитие гражданской авиации. Формирование кодекса безопасности, аналогичного авиационному, позволит значительно повысить доверие к автономным автомобилям.
Успешное освоение технологии автономного транспорта в перспективе может стать одним из ключевых национальных преимуществ, дать импульс появлению новых национальных лидеров автопрома. Поэтому для России важно принять национальные стандарты безопасности автономного транспорта, содействовать его широкому развитию и внедрению – выделенные полосы, разрешение на движение со сниженной скоростью и др. Коммерческий успех национальной техники на внутреннем рынке обеспечит мощный синергетический эффект – от появления в нашей стране экспортного автопрома, до развития многих высокотехнологичных отраслей промышленности, например, микроэлектроники.