Рынок сельхозсырья и продовольствия в странах Прибалтики и Восточной Европы
За последние 10 лет страны Прибалтики и Восточной Европы (Польша, Болгария, Чехия и Словакия) увеличили импорт продукции АПК с $37 до $47 млрд. долларов США. Основной объем агропродукции поставляется в Польшу (около $20 млрд.) и Чехию ($10 млрд.)
Это большой и привлекательный рынок. Важное конкурентное преимущество российских компаний - низкая цена транспортировки.
В структуре закупок крупнейшими товарными группами являются мясо и мясные продукты, фрукты и орехи, напитки и уксус. Также импортируются большие объемы рыбы и других морепродуктов, молочной продукции.
Россия и страны Прибалтики, Восточной Европы находятся в схожих агроклиматических условиях, что обуславливает потребность в определённых видах импортных товаров: фрукты, орехи. При этом у российских экспортеров сохраняются существенные возможности по поставкам рыбы, напитков, кормов для животных, зерновых и масличных могут на эти ранки.
В 2017 году суммарная емкость рынка мяса и мясопродуктов в указанных странах составила $4,5 млрд. Экспортный потенциал мяса и мясопродуктов из РФ пока раскрыт далеко не полностью, и работа на емком, географически близком рынке может стать важной площадкой для дальнейшей экспансии.
Хорошие перспективы имеют такие традиционные российские товары, как растительное масло, корма для животных и др.
По итогам прошлого года объем поставок агротоваров из РФ на рынки семи обозначенных стран составил $0,4 млрд, несмотря на санкции.
Основные торговые партнеры – Польша, Латвия и Литва. Чехия и Словакия практически не закупают продукцию российского АПК.
В структуре товарных групп наибольший объем российских поставок приходится на рыбу и ракообразных, а также растительные масла. Но доля России в суммарном объеме импорта невелика - 4%. Зерновые (злаки) – ключевая статья российского агроэкспорта. Доля нашей страны в поставках этой продукции в страны Прибалтики, Болгарию, Польшу, Чехию и Словакию составляет только 3%.
Укрепление внешнеэкономических связей со странами, где Россия может получить торговые преимущества за счет географических, социокультурных или других факторов, – одно из ключевых направлений развития агроэкспорта.
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании данных UNComtrade и собственного анализа.