Русские продукты и мировой рынок
Национальная кухня – не только важная часть культуры народов мира, но иэффективный инструмент для развития экспорта продукции агропромышленного комплекса, национальных брендов.
Самые известные примеры успешного формирования национальных брендов – французские вина и сыры, чешское и немецкое пиво, итальянская паста. Другие страны также активно используют этот механизм продвижения: голландские и швейцарские сыры, венгерский гуляш, блюда японской и китайской кухни.
Сыры, колбасы, вина–продукты с высокой добавленной стоимостью. С точки зрения национальной экономики такой экспорт значительно более выгоден, в сравнении с поставками сельскохозяйственного сырья. В настоящее время Россия активно конкурирует на мировом продовольственном рынке, укрепляя свои позиции в качестве ведущей сельскохозяйственной державы. И если по таким товарным позициям, как зерно и растительное масло, наша страна уже является лидером, то занятьверхнюю строчку в ТОПе экспортеров высокомаржинальной продукции еще предстоит.
На сегодняшний день ключевыми покупателями готовых российских продуктов являются страны СНГ. Глубокие исторические и культурные связи – важный фактор, способствующий развитию агроэкспорта. Опираясь на это, можно выделить магистральные направления, которые станут основой для продвижения продуктов российской кухни на мировой рынок.
Русская диаспора считается третьей или четвертой по численности в мире. За пределами России проживает более 50 миллионов человек, считающих русский своим родным языком. Все они – потенциальные потребители российской продукции, «послы русской кухни», способные сформировать широкую, устойчивую базу активных и заинтересованных покупателей по всему миру.
Какие продукты, в первую очередь, нужны нашим соотечественникам за рубежом? Чем можно заменить продукты русской кухни? Это – базовая информация для продвижения на внешние рынки российских продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Как показывают результаты опроса, наибольшим спросом в мире будут пользоваться традиционные российские молочные продукты, такие, как кефир, ряженка, творог и другие. Например, для ряженки за пределами стран бывшего СССР не удается подобрать похожего молочного продукта. Учитывая, что в целом по миру спрос на молочные продукты активно растет, можно ожидать, что эта группа продуктов может стать одной из важнейших статей экспорта, потенциальной нишей для формирования национальных продуктовых брендов. «Русская ряженка» имеет потенциал развития не уступающий, например, «голландскому сыру».
Также большинство респондентов отмечают нехватку традиционных российских круп. Наиболее часто упоминаются гречка, манка и перловка (ячменная крупа). Гречка иногда встречается в диетических отделах гипермаркетов, но современные продукты на основе гречневой и ячменной крупы есть только в специализированных русских магазинах.
Здесь важной перспективой развития может стать поставка экологически чистых, органических продуктов. Это в сочетании с экзотичностью для мирового рынка российских круп создает прочную базу для эффективного продвижения.
Конкуренцию для российских продутов могут составить блюда национальной кухни других славянских стран. Например, респонденты отмечают, что часто заменяют русские национальные соленья продукцией из отделов польской кухни крупных гипермаркетов – в Европе она более доступна.
Ассортимент онлайн и офлайн магазинов, специализирующихся на торговле русскими продуктами, также включает:
- Сладости: мармелад, зефир, сушки
- Глазированные творожные сырки
- Сгущенка и вареная сгущенка
- Шпроты.
Кроме продуктов питания,значительным спросом пользуются линейки экологически чистой косметики российского производства.
Бренды русских продуктов питания пока только формируются. Их развитие и защита – одна из важных перспективных задач в деле продвижения российской продукции на мировой рынок. По результатам проведенных исследований, наибольшей известностью пользуются:
- Русские блины. Вместе с ними часто упоминается «Теремок»: сеть ресторанов быстрого питания, вышедшая на рынок США;
- Борщ;
- Копченый лосось и соленая селедка. Эти продукты конкурируют со скандинавским копченым лососем и голландской/исландской селедкой;
Продукты русской кухни уже сейчас пользуются известностью и спросом во всем мире. Это важное преимущество, которое может стать основной долгосрочной, масштабной стратегии продвижения продукции российского сельского хозяйства на мировой рынок.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании собственного анализа.