05 Декабря 2017

Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок

Успешное развитие российского агропродовольственного экспорта – комплексная задача, решение которой требует слаженного взаимодействия отрасли и государства. Продукция отечественного сельского хозяйства уже сейчас успешно заняла рыночные ниши, где ее преимущества неоспоримы. Но дальнейший рост экспорта делает неизбежным рост конкуренции с крупнейшими мировыми поставщиками продуктов питания.

Как следствие, возрастает значимость рекламы и продвиженияпродукции российского агропромышленного комплекса на мировом рынке. Увеличивается значение национальныхторговых объединений и организаций – торгово-промышленных палат, ассоциаций производителей, государственных структур и др. Например, североамериканские страны, Канада и США, входят в число вещущих мировых экспортеров продовольствия. При этом в поддержек национального агроэкспорта участвует практически 100% торговых организаций и объединений этих стран;

Международная практика показывает, что для продвижения продукции нациноального сельского хозяйства, кроме торгово-промышленных палат, могут быть задействованы:

  • Национальные представители в международных организациях: ФАО ООН и Всемирный Банк;
  • Исследовательские организации, занимающиеся вопросами агропродвольственной отрасли и международного сотрудничества (такие, например, как швейцарский институт органического сельского хозяйства – FIBL или немецкое федеральное предприятие GIZ, специализирующееся на предоставлении услуг ФАО ООН и другим международным организациям);
  • Международные и национальные профессиональные отраслевые объединения производителей продуктов питания;
  • Профильные министерства;
  • Производители сельскохозяйственной продукции, прежде всего, вертикально-интегрированных компаний, работающих «от поля до обеденного стола»;
  • Инвесторы, вкладывающие средства в развитие сельского хозяйства;
  • Клиенты АПК: торговые сети, международные трейдеры;
  • Поставщики товаров и услуг для АПК и др.

Эффективное, согласованное использование возможностей этих организаций может дать высокие результаты. Роль государства – обеспечение координации, вовлечения в продвижение продукции сельского хозяйства всех возможных участников.

Важный тренд развития мировой торговли продуктами питания – усиление и развитие системы национальных и международных стандартов и сертификации. Как обязательной, так и добровольной. Гармонизация национальных и международных стандартов, поддержка со стороны государства участия агропроизводителей в добровольной международной сертификации это не только инструмент, позволяющий снять рыночные барьеры, но и канал продвижения, эффективное «топливо» для рекламы национальных продуктов питания на мировом рынке.

В мировой практике есть ряд примеров эффективного использования возможностей самых разных организаций для продвижения на мировом рынке продуктов питания.Для продвижения национального продукта – кофе - производители из Руанды использовали партнерство со своим ключевым покупателем, компанией Starbucks. В результате во всей крупнейшей мировой сети кофеен появились пакеты с характерной маркировкой, на которой было указано, что этот кофе был произведен в Руанде. Национальное сельское хозяйство практически бесплатно получило доступ к миллионам целевых потребителей по всему миру.

Нестандартный подход к продвижению продукции национального сельского хозяйства был использован в Молдавии. Инвестиции в хорошо развитую в этой стране ореховую отрасль продвигались в среде профессиональных финансистов как выгодное и надежное вложение средств. Синергетический эффект – доступ к широкой аудитории обеспеченных клиентов, интересующихся здоровым питанием (орехи), «сарафанное радио», привлечение внимания к преимуществам Молдавии как аграрной страны.

В Израиле особенности национального подхода к рекламе национальных продуктов питания привели к появлению новой экспортной отрасли, поступления от которой превысили непосредственные поступления от сельского хозяйства. Израиль – страна с неблагоприятными агроклиматическими условиями. Ведение эффективного сельского хозяйства требует использования продвинутых технологий. Первоначально эти технологии стали фокусом рекламы. Но заинтересованность потребителей оказалась столь высока, что сейчас объем экспорта израильских агротехнологий значительно превышает экспорт продуктов питания.

Продукция российского АПК нуждается в проактивном и креативном продвижении.  Важно использовать для этого весь спектр разнообразных возможностей, предлагаемых мировым рынком, ориентироваться на лучшие практики и примеры.

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании собственного анализа, а также данных International Trade Center и других отраслевых экспертов.

Российский рынок
Цифровая повестка ЕАЭС 7 преимуществ /7 проблем малого бизнеса Инновации: возможности для малого бизнеса Развитие инноваций: региональный опыт Источники и инструменты финансирования малого бизнеса Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса Синергия: 9 идей для развития агротуризма Концепция «Фермерство как услуга»: мировой опыт и возможности для России Сельское хозяйство ЕАЭС в 2017 году Нейросетевая инициатива для АПК Экспорт российского хлеба: динамика роста Пасхальный индекс 2018 Особенности регионализации и инструменты развития Российский агроэкспорт в 2017 году Российский экспорт зерна в сезоне 2017/18 годов Российские продукты как интернациональный бренд Инструменты стратегического управления для фермеров Государственная поддержка АПК и механизмы регионализации Стратегия АПК 2035: инструменты агротерриториального развития Продукты для новогоднего стола: статистика экспорта Продвижение российской продукции АПК на мировой рынок Агротуризм: сеть национальных пешеходных маршрутов Россия на мировом рынке мяса Эффективность органического земледелия Российские соглашения о свободной торговле и экспорт продукции АПК Факторы выбора крупных перспективных проектов АПК Потенциал оптимизации производства зерновых в мире и в России ЦФО: регионализация и продовольственные балансы Тренды развития высоких технологий в АПК Цветы – диверсификация производства продукции закрытого грунта Российские инновации в сельском хозяйстве Высокие технологии АПК: мировой рынок грибов Рынок овощной продукции: точка роста Инновационные финансовые технологии для российского АПК Развитие сельского хозяйства в странах ЕЭАС в 2012 – 2016 годах Всокотехнологичные пищевые продукты – перспективная ниша на мировом рынке Развитие молочной отрасли в России и Белоруссии Фермерство: синергетический эффект Сельское хозяйство Северо-Западного федерального округа Структура агроэкспорта России в 2016 году по регионам Экспорт российской сельскохозяйственной продукции Cельское хозяйство Сибирского федеральнго округа Крепко встать на землю: ресурсы для успешного фермера Сельское хозяйство Уральского федерального округа Развитие малых деревень России Качество зерна Мониторинг инвестиций в АПК России Потенциал роста агроэкспорта России 5 приоритетов развития экспортной инфраструктуры России Оплата труда в агросекторе Опыт Республики Беларусь по развитию сельского туризма Мировой и российский рынки бутилированной воды Результаты реализации программы импортозамещения Итоги работы АПК за 15 лет Импортозамещения в ореховой отрасли Импортозамещение в ягодной отрасли Интернет-торговля фермерской продукцией Обзор рынка льна и льноволокна Обзор рынка муки Обзор рынка ЕАЭС Прогноз экспорта меда Прогноз экспорта рафинированного подсолнечного масла
Другие документы