Органическое фермерское хозяйство: практика Германии, Италии, России
Сегодня Россия – одна из ведущих мировых сельскохозяйственных держав. Наша страна имеет огромный потенциал развития агропромышленного комплекса. Важными резервами роста являются не только земельные и водные богатства, но и возможность производить органическую продукцию. Сегмент органики – самый быстрорастущий на рынке продовольствия. За последние 15 лет он вырос в 5 раз. Главным мировым трендом является развитие, преимущественно, за счет фермерских хозяйств. В европейских странах площади, сертифицированные для органического производства уже сейчас составляют существенную часть от всех пахотных земель
Россия имеет значительные ресурсы для роста объемов органического производства за счет увеличение площадей сертифицированных земель. Достигнутые Германией и Италией показатели в 6% - 10% можно рассматривать как среднесрочные целевые ориентиры для нашей страны.
В Германии насчитывается почти 25 тысяч ферм, занимающихся органическим земледелием, в Италии их еще больше – около 50 тысяч. В России значительное число фермеров заявляют свою продукцию как органическую, натуральную, но международную сертификацию пока прошли не более 100 хозяйств. Российские органические хозяйства концентрируются или рядом с потребителем – в Московской области, или в регионах с развитым сельским хозяйством и фермерским движением – Краснодарский край, Саратовская область. Близость к европейскому рынку сбыта – один из факторов, стимулирующих развитие органического фермерского бизнеса в Калининградской области.
В Германии и Италии основные органические культуры – это пшеница, ячмень и овес. В Германии также выращиваются значительные объемы органической ржи. Российские фермеры из зерновых отдают предпочтение тритикале – высокобелковому гибриду пшеницы и ржи. Кроме того, выращиваются обычные сорта пшеницы, а также гречиха. Эта культура в органическом земледелии уникальна для России. Ни в Германии, ни в Италии она не выращивается.
Новым направлением для российского фермерства может стать производство органического молока. На сегодняшний день международная сертификация у российских фермеров по этому направлению отсутствует. В Германии доля органического молока в общем объеме производства составляет 2,3%, а в Италии – 3,6%.
Важной проблемой, сдерживающей развитие органического фермерства в России, являются сравнительно низкие цены и небольшая разница в цене между органической и обычной продукцией. В Германии стоимость органической пшеницы в 3-4 раза выше, чем обычной, В Италии – в 2 – 2,5 раза. В России органическая пшеница лишь незначительно дороже обычной.
Решение здесь – развитие экспорта, целевая поддержка фермеров, планирующих выход на внешний рынок.
Главной особенностью рынка органических продуктов в России является значительная, в сравнении с другими странами, доля «современной розницы»: супер- и гипермаркетов. Для фермеров это создает сложности со сбытом – сети заинтересованы в поставках крупных партий товаров, стандартизированных по упаковке и качеству. Выходом стало освоение принципиально новых форматов торговли. 10% органической продукции в России продается через сеть интернет.
Опыт Италии показывает, что экспортные поставки - важный канал сбыта для органических продуктов. Германия – один из крупнейших в мире потребителей, местная продукция поступает, в основном, на внутренний рынок.
Россия может стать одним из ведущих игроков на мировом рынке органической продукции. Для этого у наших фермеров есть не только необходимые ресурсы – чистая земля и вода, но и опыт использования самых современных каналов продаж.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных Agri Benchmark и Thünen Institute of Farm Economics