Новые лидеры: практика успешных компаний - стартапов
В классическом понимании стартап – любая новая компания малого бизнеса. Более точное определение стартапа было дано американским предпринимателем Стивеном Бланком, «крестным отцом» силиконовой долины: «Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.»
Анализ мирового опыта показывает, что для обеспечения эффективного роста экономики России необходимо значительно увеличить долю малого и среднего бизнеса. Президент Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собранию указал, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России к середине следующего десятилетия должен вырасти до 40%, а число занятых в малом бизнесе - с 19 до 25 млн человек.
Развитие стартапов это важный инструмент, обеспечивающий формирование новых лидеров национальной экономики. В настоящее время в мире насчитывается более 150 бывших стартапов, капитализация которых превысила $1 млрд. Использование лучшего опыта поддержки и развития таких компаний может стать важной составляющей успешного выполнения задач, поставленных Президентом России.
Наиболее успешные компании, выросшие от стартапов до капитализации на сумму более $1 млрд., сосредоточены в США и Китае. Если США имеют долгую историю и особый культурный контекст, в котором малое предпринимательство – одна из национальных идей, то опыт Китая по созданию среды для развития малого и среднего бизнеса уникален. В российской практике синтез ключевых достижений этих стран может стать важной составляющей успеха национальной системы поддержки малого и среднего бизнеса.
Россия занимает достойное место в списке, опережая такую успешную европейскую страну, как Франция, а также быстрорастущие экономики Бразилии и ОАЭ.
Необходимо отметить, что у лидера рейтинга – США – географическое распределение успешных стартапов крайне неравномерно. Большая часть из них расположена в Калифорнии, Нью-Йорке, доля остальных штатовневелика.
В РФ успешная поддержка стартапов проводится целевым образом, путем формирования единой «точки роста».
Абсолютным лидером по капитализации успешных стартапов является транспортная отрасль. Прежде всего, благодаря успеху интернациональной Uber, текущаякапитализация которой, по данным CBInsight, составляет $68 млрд. На втором месте – китайская Didi Chuxing, основа бизнеса которой мобильное приложение для вызова такси. Важно отметить, что китайская компания демонстрирует очень высокие темпы роста капитализации, увеличив ее более чем на $10 млрд за год.
Наиболее благоприятными для роста стартапов являются такие отрасли, как электронная коммерция – 26 стартапов, достигших капитализации более $1 млрд. и программное обеспечение для бизнеса (18 компаний). Важно отметить, что структура сегмента электронной коммерции принципиально отличается от общей структуры капитализации стартапов. По количеству компаний лидирует Китай: 9 компаний из 18, а по суммарной капитализации – Индия. Компании из Калифорнии существенно отстают. Это связано с целым комплексом факторов: высокой конкуренцией на рынке США, бумом электронной торговли в Китае, значительной емкостью индийского рынка.
Наибольшая концентрация капитализации (отношение суммарной капитализации сегмента к числу компаний) наблюдается в таких отраслях, как гостиничные услуги (за счет успеха AirBnB) и аэрокосмическая отрасль (SpaceX).
Из числа сегментов со значительным числом стартапов лидируют социальные медиа (5 компаний, средняя капитализация $6 млрд.), а также доставка еды, биотехнологии и мобильные платежи. Для российских компаний малого и среднего бизнеса это перспективные направления для экспансии на мировом рынке.
Мировой опыт показывает: успешные компании малого и среднего бизнеса создали новый емкий рыночный кластер, капитализация которого приближается к триллиону долларов США. Их бизнес-модели и технические решения стали определяющим трендом в своих отраслях. Потенциал развития российского малого и среднего бизнеса очень велик. Его раскрытие и эффективное использование - одна из ключевых задач развития экономики страны.
Материал подготовлен на основании данных Forbes, CBInsight и собственного анализа.