18+
13 Июня 2018

Новые лидеры: практика успешных компаний - стартапов

В классическом понимании стартап – любая новая компания малого бизнеса. Более точное определение стартапа было дано американским предпринимателем Стивеном Бланком, «крестным отцом» силиконовой долины: «Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.»

Анализ мирового опыта показывает, что для обеспечения эффективного роста экономики России необходимо значительно увеличить долю малого и среднего бизнеса. Президент Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собранию указал, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России к середине следующего десятилетия должен вырасти до 40%, а число занятых в малом бизнесе - с 19 до 25 млн человек.

Развитие стартапов это важный инструмент, обеспечивающий формирование новых лидеров национальной экономики. В настоящее время в мире насчитывается более 150 бывших стартапов, капитализация которых превысила $1 млрд. Использование лучшего опыта поддержки и развития таких компаний может стать важной составляющей успешного выполнения задач, поставленных Президентом России.

Наиболее успешные компании, выросшие от стартапов до капитализации на сумму более $1 млрд., сосредоточены в США и Китае. Если США имеют долгую историю и особый культурный контекст, в котором малое предпринимательство – одна из национальных идей, то опыт Китая по созданию среды для развития малого и среднего бизнеса уникален. В российской практике синтез ключевых достижений этих стран может стать важной составляющей успеха национальной системы поддержки малого и среднего бизнеса.

Россия занимает достойное место в списке, опережая такую успешную европейскую страну, как Франция, а также быстрорастущие экономики Бразилии и ОАЭ.

Необходимо отметить, что у лидера рейтинга – США – географическое распределение успешных стартапов крайне неравномерно. Большая часть из них расположена в Калифорнии, Нью-Йорке, доля остальных штатовневелика.

В РФ успешная поддержка стартапов проводится целевым образом, путем формирования единой «точки роста».

Абсолютным лидером по капитализации успешных стартапов является транспортная отрасль. Прежде всего, благодаря успеху интернациональной Uber, текущаякапитализация которой, по данным CBInsight, составляет $68 млрд. На втором месте – китайская Didi Chuxing, основа бизнеса которой мобильное приложение для вызова такси. Важно отметить, что китайская компания демонстрирует очень высокие темпы роста капитализации, увеличив ее более чем на $10 млрд за год.

Наиболее благоприятными для роста стартапов являются такие отрасли, как электронная коммерция – 26 стартапов, достигших капитализации более $1 млрд. и программное обеспечение для бизнеса (18 компаний).  Важно отметить, что структура сегмента электронной коммерции принципиально отличается от общей структуры капитализации стартапов. По количеству компаний лидирует Китай: 9 компаний из 18, а по суммарной капитализации – Индия. Компании из Калифорнии существенно отстают. Это связано с целым комплексом факторов: высокой конкуренцией на рынке США, бумом электронной торговли в Китае, значительной емкостью индийского рынка.

Наибольшая концентрация капитализации (отношение суммарной капитализации сегмента к числу компаний) наблюдается в таких отраслях, как гостиничные услуги (за счет успеха AirBnB) и аэрокосмическая отрасль (SpaceX).

Из числа сегментов со значительным числом стартапов лидируют социальные медиа (5 компаний, средняя капитализация $6 млрд.), а также доставка еды, биотехнологии и мобильные платежи. Для российских компаний малого и среднего бизнеса это перспективные направления для экспансии на мировом рынке.

Мировой опыт показывает: успешные компании малого и среднего бизнеса создали новый емкий рыночный кластер, капитализация которого приближается к триллиону долларов США. Их бизнес-модели и технические решения стали определяющим трендом в своих отраслях. Потенциал развития российского малого и среднего бизнеса очень велик. Его раскрытие и эффективное использование - одна из ключевых задач развития экономики страны.

Материал подготовлен на основании данных Forbes, CBInsight и собственного анализа.

Мировой рынок
Тренды развития глобального рынка нейроинтерфейсов Актуаторы для робототехники Складская робототехника и искусственный интеллект Тренды развития глобального рынка систем верификации пользователей Тренды венчурных инвестиций: рост интереса к стартапам в сфере материальных инноваций Тренды развития рынка систем управления лояльностью: роль AI Тренды развития электронных таблиц Тренды развития рынка промышленной компьютерной томографии: перспективы и вызовы Цифровые персоны: тренды и перспективы развития Цифровые умные зеркала: возможности и тренды развития Тренды развития рынка и технологии автоматизации электронной торговли Тренды развития стартап-студий в мире Биохакинг: перспективы и тренды Тренды развития глобального рынка интеллектуальных датчиков Облачные видеоигры: один из самых быстрорастущих цифровых рынков Видеоаналитика Интернет 3.0: тренды и перспективы Управление искусственным интеллектом Тренды мирового рынка графических процессоров Радиолокаторы миллиметрового диапазона Очки дополненной реальности: ожидания и реальные возможности технологии Автономные и полуавтономные грузовики: тренды рынка Глубокие технологии, Deeptech, тренды развития Синтетическое топливо: перспективный инструмент для снижения эмиссии парниковых газов Тренды развития технологии электрического морского и речного транспорта Перспективы развития ARM - процессоров Тренды и перспективы оптоволоконных технологий Тренды квантовых технологий Лазерные кристаллы: рынок и тренды Разработка программного обеспечения на заказ: тренды и рынок Цифровые лазерные проекторы Высокоэнтропийные сплавы: цифровые технологии и прорывный рост на классическом рынке Услуга быстрой замены аккумуляторов электромобилей: тренды и перспективы рынка Тренды развития легкой авиации Перовскиты: сырье для инновационных отраслей
Презентация (pdf)
Скачать (pdf)