Мировой рынок мороженого
Мороженое, как экспортный товар, соединяет в себе много достоинств:
- Продукт с высокой добавленной стоимостью: продукция переработки молока с использованием самых последних достижений в области технологий и пищевых ингридиентов;
- Отличный товар для летнего сезона;
- Широкая линейка (от премиальных эко и био продуктов до эконом-сегмента), товар любим всеми возрастами и группами поребителей;
- Удобство хранения и доставки при соблюдении температурного режима;
- Имиджевый продукт, способный сформировать интерес к другой продукции национального АПК.
Объем мирового рынка мороженого, по расчетам МНИАП на 2017 год, составил порядка $3,7 млрд.
Важная особенность мирового рынка мороженого – высокая устойчивость к кризисным явлениям. Так, события 2008 – 2009 гг. на объемы торговли практически не повлияли, а падение 2015 года, коснувшееся всех ключевых европейских рынков, было скомпенсировано уже на следующий год.
Еще одна специфическая особенность рынка мороженого – концентрация в странах ЕС, которые являются ведущими мировыми экспортерами и импортерами.
Крупнейшие поставщики мороженого: Франция, Германия и Бельгия. Кроме европейских стран, заметные объемы мороженого экспортируют США (6 местов мире,объем экспорта составляет $211 млн и Иран ($121 по данным за 2016 год). Главные покупатели американского мороженого – Мексика и страны Персидского залива. Иран экспортирует свою продукцию преимущественно в Ирак.
Германия, Франция и другие страны Европы не только экспортируют, но и импортируют значительные объемы мороженого. Кроме стран Европы, заметными игроками на рынке являются Ирак, главным поставщиком для которого стал Китай, а также арабские страны.
При этом Китай сам закупает значительные объемы мороженого у мирового отраслевого лидера – Франции (5 место во французском экспорте мороженого, первые четыре принадлежат странам Европы).
Для России ближайшие перспективы роста экспорта на рынке мороженого будут связаны с поставками на Ближний Восток и в страны Северной Африки. Европейский рынок, несмотря на всю привлекательность,имеет очень высокие входные барьеры. Их преодоление может начаться с поставок нишевых видов мороженого, изготовленного по старинным технологиям, органического, малосерийного с прозрачной историей производства и происхождением.
Также важно учитывать, что мировой и российский рынки мороженого, в основном, контролируются крупнейшими транснациональными компаниями, разделяющими сферы влияния различных национальных заводов и недопускающих внутренней конкуренции между подразделениями. Поэтому особенно важно развитие национальных российских производителей мороженого, не связанных такими ограничениями и заинтересованных во внешней экспансии.
В прошлом году Россия заняла 17 место в мире по объемам экспорта мороженого ($48,7 млн.). За последние 10 лет объем экспорта вырос в 1,5 раза.
Важно, что Россия – нетто-экспортер мороженого. Импорт этого продукта в 2017 году составил $37 млн.
Основные покупатели российского мороженого: Казахстан, Украина, а также Монголия и Китай. Небольшие объемы поставляются в Германию. Интересно, что Украина не только не снижает объем закупок мороженого в России, но и существенно нарастила его за последние 3 года – с 2,5 до 6,9 млн. долларов США.
Выполнение Экспортной продовольственной доктрины, увеличение поставок за рубеж сельскохозяйственного сырья и продовольствия до $150 млрд. – принципиальный вызов для российского АПК. Достичь этих целей можно только при использовании всех предоставляемых рынком возможностей, работая во всех сегментах - массовых (зерно, растительное масло, др.) и нишевых (как пример, мировой рынок мороженого).
Материал подготовлен Международным институтом аграрной политики на основании данных UNCOMTRADE.