Мировой рынок кофе, чая и пряностей
Россия – крупный импортер кофе, чая и пряностей, в 2015 году наша страна закупила 173 тыс. тонн чая – больше всех в мире. За последние 5 лет Россия вышла на 3 место в мире (в натуральных показателях) по экспорту в сегменте пряностей (анис, бадьян, кориандр), увеличив объем поставок в 40 раз.
Объем мирового рынка кофе, чая и пряностей (код ТН ВЭД 09) составил в 2015 году $ 48 млрд. Средний темп роста этого сегмента составил 10% в год, что на 2% выше, чем в целом по рынку. Наибольший объем приходится на торговлю кофе – 65% или 30,7 млрд., 2-3 место занимают рынки чая и перца.
Мировой рынок перца также является наиболее быстрорастущим – в среднем 13% в год за период с 2001 по 2015 годы.
Ведущие позиции среди экспортеров занимают как производители кофе, чая и пряностей (Бразилия, Вьетнам, Индия), так и переработчики (Германия, Швейцария, Италия). Россия может занять в этом сегменте рынка достойную позицию, развивая собственную переработку и продвигая национальные бренды кофе, чая и пряностей.
Целевыми рынками при этом будут наиболее экономически развитые страны – США, Япония, ЕС. Эти страны являются крупнейшими потребителями в исследуемом сегменте.
Важно, что страны-переработчики извлекают значительную маржу из своих компетенций и положения на рынке. Так, например, швейцарский кофе стоит в 7,5 раз больше самого дорогого эфиопского кофе и более чем в 17 раз больше дешевого вьетнамского.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке чая – Германия и Польша продают свою продукцию в 2-5 раз дороже, чем Шри-Ланка, Китай, Индия и Вьетнам.
Россия – один из ведущих импортеров кофе, чая и пряностей. Так, например, в 2015 году нашей страной было закуплено кофе на $ 1,2 млрд. (11 место в мире), чая – на $ 637 млн. (1 место в мире, 10% от всего мирового импорта). Крупнейшими поставщиками кофе в нашу страну являются Вьетнам, Бразилия и Индонезия, а также Италия и Германия. Чай Россия закупает в основном в Шри-Ланке, Индии и Кении. Интересно, что в небольших объемах наша страна поставляет чай на экспорт. Так, в 2015 году было вывезено 12,5 тыс. тонн чая на общую сумму около $70 млн. Основные импортеры российского чая – Беларусь, Украина и Казахстан.
Важный позитивный тренд – выход России на мировой рынок пряностей. За 5 лет наша страна смогла войти в тройку ведущих поставщиков аниса, бадьяна и кориандра, нарастив экспорт с $500 тыс. до $21 млн. – в 40 раз.
При этом сохраняется значительный резерв роста: цены на российское пряноарамотическое сырье в 2-5 раз ниже среднемировых. Основными конкурентами России на этом рынке являются южные страны – Индия, Сирия, Афганистан, Турция.
Крупнейшие покупатели в этом сегменте рынка – США, Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Египет. Российское пряноароматическое сырье – кориандр - поставляется в основном в Индию, а также в Шри-Ланку, Пакистан, Индонезию и Польшу.
В сегменте «Кофе, чай и пряности» Россия имеет хорошие возможности для роста объемов экспорта как за счет развития переработки (используя лучший мировой опыт в сегментах кофе и чая), так и за счет собственного производства, что подтверждает очень успешный опыт экспорта кориандра.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных ФАО ООН, РОССТАТ и базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).»