Мировой рынок картофеля
Россия – один из крупнейших в мире производителей картофеля. В перспективе 3-5 лет наша страна может кратно нарастить объемы производства за счет импортозамещения и роста экспорта. Для этого потребуется увеличить объемы крупнотоварного производства картофеля и повысить качество продукции, сделав ее более конкурентоспособной на мировом рынке.
Объем мирового производства картофеля отраслевыми экспертами оценивается в 390 млн тонн. Крупнейшими мировыми производителями картофеля являются Китай, Индия и Россия (25%, 12% и 9% соответственно) в общем объеме производства.
При этом рекордные показатели урожайности этой культуры характерны для США и стран Европы.
Существующие крупнотоварные производства картофеля в России показывают урожайность больше, чем у лидеров рынка – Китая и Индии. В 2015 году крупные производители картофеля обеспечили рекордную за последние 10 лет урожайность – 23,4 тонн/га. Объем мирового рынка картофеля в 2015 году составил $3,7 млрд или, в натуральном выражении, 12 млн. тонн. Таким образом, на рынке торгуется не более 3% от мирового урожая картофеля.
На сегодняшний день Россия – один из крупных импортеров картофеля. Стоимость импорта свежего и охлажденного картофеля в 2015 году составила $256 млн., а объем поставок в натуральном выражении – 550 тыс. тонн. Ведущим поставщиком картофеля в Российскую Федерацию является Египет (50% от всего объема импортируемого картофеля). Ключевой перспективой картофелеводства в России является создание современных крупнотоварных производств. Ведущий поставщик картофеля на мировом рынке – Голландия ($ 700 миллионов, 1,8 млн. тонн, 20% мирового производства).
Впервые за многие годы Россия поставила на экспорт 164 тыс. тонн картофеля на общую сумму $17,3 млн. При этом у России существует значительный резерв роста объемов поставок картофеля на внешний рынок. В целом российский экспорт картофеля в перспективе 3-5 лет может вырасти более чем в 2 раза – до 350 тыс. тонн. Для этого необходимо уделить особое внимание повышению качества продукции и ее продвижению на мировой рынок, выстраиванию собственной логистики.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных ФАО ООН, РОССТАТ и базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).